Карабанова Ольга Александровна. Возрастная психология. Конспект лекций. Учебное издание.

Категория: Библиотека » Возрастная психология | Просмотров: 115055

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, DOC
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Второй метод, альтернативный наблюдению, метод эксперимента, который призван выявлять причинно-следственные связи или детерминанты развития. Эксперимент предполагает решение испытуемым задач в контролируемых, специально создаваемых условиях. В эксперименте проверяется гипотеза или предположение о связи переменных. Метод предполагает контроль переменных (т. е. все условия контролируются), выделение зависимой и независимой переменных (для установления причинно-следственных связей) и сравнение результатов решения задач экспериментальной (в которой значение переменной варьируется) и контрольной (переменные остаются неизменными) группами. Эксперимент предполагает два

Лекция 3. Стратегии и методы возрастной психологии ■ 41
замера — претест (до изменения переменной) и посттест (после изменения). Чтобы снять эффект изменения деятельности ребенка из-за повторного решения задачи, вводят контрольную группу. Сегодня объективный эксперимент — основной метод психологического исследования.
При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребенком может восприниматься не так, как вы ее сформулировали, а по-другому. Если в работе с взрослыми мы более или менее можем быть уверены в том, что задача принята, то в эксперименте с детьми такой уверенности нет.


Цель исследования — подтвердить гипотезу о принципиальных различиях практического интеллекта ребенка раннего возраста и высших приматов. Ребенку предлагалась Келеровская задача, требующая использования орудия. В комнате находится этажерка с яркими игрушками, такой высоты, что достать игрушку можно, только используя скамеечку. При решении задач обезьянами выступила классическая трехфазная структура интеллектуального решения: период хаотических проб, пауза и бездействие, ага-реакция (инсайт) и — решение задачи. Трехлетний ребенок входит в комнату, видит игрушку, обращается к взрослому, тот ему ее не достает, ребенок плачет, требует, потом прекращает попытки. Видит скамеечку, подтягивает ее к этажерке, залезает и достает игрушку. Дети демонстрировали ту же схему решения, что и обезьяны. Единственное отличие состояло в том, что ребенок пытался сразу привлечь внимание взрослого. В три года дети решают эту задачу так же, как шимпанзе, зато в четыре — лучше. Наконец приглашают ребенка 6 лет, который должен, по мнению исследователей, решить задачу сразу без проб. Но вместо того, чтобы сразу взять скамеечку и достать игрушку, ребенок, пытаясь дотянуться до нее, прыгает и прыгает. Терпение экспериментатора лопнуло. Он обращается к ребенку: «Что же ты все прыгаешь? Ты подумай». Ребенок отвечает: «Думать некогда, доставать надо». Эта фраза доказывает, что задача достать игрушку им принята. Пробы повторяются. Экспериментатор не выдерживает и обращает внимание ребенка на скамеечку. Ребенок отвечает: «Ну со скамеечкой каждый дурак сумеет, а ты попробуй, подпрыгни!» Это кардинальный факт, свидетельствующий о том, что ребенок подменил одну задачу другой: подпрыгнуть так высоко, чтобы достать игрушку. Задача достать игрушку была заменена задачей исследования собственных возможностей и способностей. Это задача не на интеллект, а на самопознание в действенной форме. Дети этого возраста часто соревнуются, — кто быстрее добежит, дальше прыгнет и пр. Исследуя и утверждая себя через

42 ■ Возрастная психология. Конспект лекций
свои возможности и способности, ребенок решает задачу формирования Я-концепции и самооценки. Что такое скамеечка для ребенка 6 лет? Это неинтересно. При работе с детьми мы должны быть абсолютно уверены в адекватности принятия задачи.
Д. Б. Эльконин выделяет четыре возможных варианта отношения ребенка к задаче: 1) адекватное принятие задачи; 2) подмена задачи исследованием собственных возможностей (5-6 лет); 3) подмена задачи задачей общения с экспериментатором; 4) задача превышает возможности ребенка и вызывает отказ.
Ситуация подмены часто возникает у детей, которые испытывают дефицит общения со взрослыми.

Вы предлагаете ребенку, воспитывающемуся в детском доме, задание для оценки уровня его интеллектуального развития. Ребенок охотно соглашается выполнить задание, но решает все задачи неверно. Показатель его интеллектуального развития «зашкаливает» за пределами нормы, но вы знаете, что ребенок неплохо учится в школе, у него не только твердые тройки, но и четверки, что вступает в противоречие с полученными вами результатами. Что же на самом деле произошло в этой ситуации? Оказывается, для ребенка главная задача — установить контакт со взрослым. И ребенок с готовностью, но чисто формально выполняет задание.
Как избежать подмены задачи? Прежде, чем проводить обследование, надо установить контакт с ребенком и «насытить» его потребность в общении.
Если задача выходит за пределы интеллектуальных возможностей и умственного развития ребенка, то она «оглупляет испытуемого», он демонстрирует уровень развития гораздо ниже реального. Сверхсложная задача приводит к снижению мотивации и, как следствие, к тому, что испытуемый вообще не справляется с ее решением. Задача должна иметь для ребенка смысл, быть ему понятна и соответствовать его зоне ближайшего развития. В противном случае вы рискуете получить артефакты в исследовании.
Для обеспечения смысла нужно включить задание в контекст значимой для ребенка деятельности. Для дошкольника — это игра, для младшего школьника — учебная деятельность (хочу посмотреть, что ты знаешь, умеешь, чему вас в школе научили), для подростка — самопознание (выполнив это задание, ты сможешь больше узнать о себе, о своих способностях).

Лекция 3. Стратегии и методы возрастной психологии ■ 43
Эксперименты подразделяют на следующие виды:
лабораторный — предполагает специально созданную ситуацию и наличие средств регистрации полученных данных;
естественный — соответствует экологической парадигме, реализуется в естественных условиях;
педагогический — оценивает развивающий эффект обучающих программ и воздействий.
Метод беседы является одним из методов исследования возрастной психологии. Выделяют два варианта беседы:
1. Стандартизованная — проводится в соответствии с жестким
планом вопросов. Можно сделать их последовательность более-ме-
нее жесткой, но количество вопросов должно быть стандартизовано.
2. Клиническая — разновидность эксперимента, направленная
на проверку гипотезы. У 3. Фрейда — это гипотеза о содержании
вытесненного в бессознательное. У Ж. Пиаже — гипотеза об осо-
бенностях и закономерностях мышления ребенка. Беседа строится
так, что вопросы меняются в зависимости от ответа ребенка. Кли-
ническая беседа не предполагает жесткого набора вопросов. Все
вопросы направлены на то, чтобы доказать гипотезу либо опроверг
нуть ее и предложить новую. Метод клинической беседы — это ис-
кусство, чтобы овладеть им, требуются высокий профессионализм,
время и практика.
Метод исследования продуктов деятельности (рисунков, сочинений и т. п.) является проективным методом, т. е. мы рассматриваем продукты деятельности испытуемого как своеобразную проекцию его психологических особенностей и личности. Как любой проективный, метод имеет ряд ограничений. При работе с детьми первое ограничение связано с возрастом ребенка, так как проективный потенциал метода можно использовать только с дошкольного возраста. Второе ограничение в том, что метод является дополнительным к другим объективным методам обследования. И наконец, важно наблюдать за процессом создания продукта, особенно если это рисунок, и фиксировать особенности поведения и высказывания ребенка. Рисунок, как единство вербального и изобразительного компонента, требует для интерпретации учета речи ребенка.
Метод изучения кросскультурных различий — сравнение особенностей личностного и умственного развития детей в различных культурах в зависимости от способов социализации, воспитания и обучения.
Метод тестов используется в детской психологии с начала XX в. в форме знаменитых шкал оценки умственного развития Бине —



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Четыре стадии развития компании.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. 'Разговор с руками'
  • Психоаналитическая периодизация личностного развития
  • Суркова Елена Петровна. Особенности социально-психического развития дошкольников
  • Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Латентный период; latency period
  • Рахубенко Татьяна Егоровна. Использование игры-драматизации в социально-нравственном воспитании детей старшего возраста.
  • Инговатова Елена Ювенальевна. «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Феномен детской субкультуры».
  • Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система
  • Чупаринова Ирина Александровна. Логика для дошкольников.
  • Верстукова Елена Николаевна. Методические разработки по взаимодействию с родителями в направлении развития способностей детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Кулакова Елизавета Юрьевна. Основные возрастные тенденции развития речи в дошкольном возрасте. Логопедическое сопровождение процесса становления и совершенствования речи у детей в детском саду.
  • Кизюкевич Вера Анатольевна. Взаимодействие с игрушкой как фактор первичной социализации и инкультурации дошкольников
  • Стадии жизни; Stages of life; Lebensphasen
  • Гончарова Ирина Ивановна. Развитие социальной компетентности у старших дошкольников.
  • Положение о работе школьного психолога
  • Дива Елена Петровна. Компоненты психологической готовности детей к обучению в школе
  • Кравченко Татьяна Викторовна. Мастер-класс: Особенности социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО
  • Людмила Николаевна Выжанова. Формирование личности дошкольника в процессе занятий степ - аэробикой.
  • Николаева Светлана Александровна. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ УСПЕШНОСТЬ, СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ.
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности - состояние и возможности психологической защиты.
  • Воробьева Татьяна Викторовна. Дошкольное детство – фундамент развития личности ребенка
  • Психологическая проблема – ресурс для развития
  • Ибрагимова С. З.. «Проектирование образовательной среды как средства развития этнотолерантности детей дошкольного возраста».
  • Главный Редактор. Пути эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации содержания образовательной области 'Музыка' в соответствии с требованиями ФГТ
  • Близость против изоляции; intimacy v. isolation
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Исаева Ольга Сергеевна. Психология детей раннего возраста
  • Скульбеда Екатерина Сергеевна. Условия успешного речевого развития дошкольников
  • Представления о психосоматике в рамках психодинамического подхода
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Корнева Антонина Павловна. «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста
  • Г. Крайг, Д. Бокум Психология развития
  • Татьяна Юшина. Социализация и развитие детей раннего возраста в различных видах деятельности в адаптационных группах
  • Кабаева Юлия Алексеевна, Ганичева Ирина Александровна. Особенности развития когнитивной сферы в старшем дошкольном возрасте
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Курикова Татьяна. «Нравственное воспитание и формирование культуры поведения у дошкольников»
  • Лапшенкова Лилия Леонидовна. Использование театрализованной деятельности в социализации дошкольников
  • Оральный; oral
  • Сензитивный период; лат. sensus
  • Патриархальная стадия развития индивида
  • Регрессия; regression
  • Ресоматизация по Максу Шуру и двухфазное вытеснение по Александру Митчерлиху
  • Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью.
  • Ревнивых Ольга Александровна. Применение игровых технологий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста
  • Жаркова Л.Г. Психологическое влияние культуры диалога на формирование интроектов в детско-родительских отношениях



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь