Рязанцев Сергей. Танатология - наука о смерти.

Категория: Психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17391

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Вот "пример" из сборника XIII века Цезаря Гейстербахского, монаха
цистерцианского ордена. Один человек умер, его положили на погребальные носилки и понесли на кладбище, но он внезапно вскакивает с них. Все, кто собрался на его отпевание, в ужасе разбегаются, но мертвец догоняет капеллана и обращается к нему с просьбой: у него есть хороший баран, так пусть священник возьмет его себе и помолится за упокой его души. Изложив свою просьбу, покойник возвращается на ложе и вновь умирает. Проповедник поясняет этот "пример" следующим комментарием: страх перед загробной погибелью пересилил в грешнике саму смерть, и он успел заручиться помощью представителя церкви. Но мы используем этот же "пример" для других целей
- для доказательства явления летаргии в средневековом обществе.
Вот другой "пример" XIII века. Умирал алчный богач, гражданин Милана.
Друзья, сограждане и соседи призывали его спасти свою душу. Он же, пренебрегая их советами, просил своего сородича положить ему в могилу десять марок золотом, дабы его сердце было спокойно. Когда посланные городским судьей слуги хотели забрать это золото, покойник вскочил и завопил: "Оставьте золото, не ваше оно!" Судью же, который сам явился с тем, чтобы взять деньги из могилы, мертвец схватил и задушил. При всей "литературности" и назидательности данного примера в первооснове его когда-то мог лежать действительный эпизод пробуждения мнимого покойника.
Известно, что в средние века простых людей хоронили в общих могилах, которые открывали всякий раз, когда нужно было положить нового покойника. Это могло служить источником накопления действительных фактов о заживо погребенных.
Вероятно, такие случаи действительно имели место, но даже при их наблюдении современники трактовали их совсем с других позиций, не судебно-медицинских, а нравственно-назидательных. Так, в одном "примере" рассказывается, как два крестьянских рода смертельно враждовали между собой, и случилось так, что главы обеих семейных групп скончались в один и тот же день, и поскольку принадлежали к одному приходу, были погребены в одной общей могиле. Произошло "неслыханное чудо"; их тела повернулись задом друг к другу, толкаясь и пинаясь так, что в борьбе участвовали и головы, и ноги, и спины. Пришлось их выкопать и похоронить в разных местах. Вражда мертвецов послужила уроком для оставшихся в живых, которые достигли примирения. Уже знакомый нам монах-проповедник XIII века Цезарий Гейстербахский утверждает, что эта история подлинная и произошла недавно в Кельнской епархии. Как видим, даже факт нахождения захороненных тел не в канонических позах не навел никого на предположение о возможности погребения заживо. Очевидцы предпочли поверить в совершенно фантастическую историю о вражде мертвецов, чем докапываться до действительной сути данного события. Многие "примеры" сообщают о возвращении к жизни людей, побывавших "на
том свете", что также косвенно свидетельствует о возможности летаргии.
Один монах не успел уплатить корабельщикам за перевоз один обол и скончался, забыв упомянуть на исповеди о своем пустячном долге. Но на том свете эта мелочь выросла перед его взором до такой степени, что он просил ангелов вернуть его душу в тело. Воскреснувший монах исповедался аббату и, как только долг был погашен, вновь испустил дух. Известие верное, ибо Цезарю Гейстербахсхому о нем поведал один аббат, беседовавший с тем аббатом, которому исповедовался покойник.
Тог же Цезарий Гейстербахский рассказывает о возвращении к жизни человека, побывавшего после кончины на Страшном суде. Он слышал об этом удивительном происшествии от самого его героя - Эйнольфа, сделавшегося впоследствии монахом. Когда тот был мальчиком, то заболел и умер без причастия, "воскреснув" только через длительное время.
В другом "примере" повествуется об одной, жившей праздной жизнью, женщине
которая была потрясена проповедником до такой степени, что умерла; однако ек было дано возвратиться к жизни и исповедаться.
Широко известен трагический случай, происшедший с гениальным врачом¬анатомом и хирургом эпохи Возрождения Андреем Везалием (1514-1564). Своим трудом "О строении человеческого тела", изданным в 1543 году, Везалий положил начало современной анатомии. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической церковью. Доведенный своими врагами до отчаяния, он прекратил научную деятельность в Италии, сжег свои рукописи и стал придворным врачом в Мадриде, где и случилось то, что привело этого гениального анатома к гибели. О последних годах жизни Везалия известно немного. В письмах его современников высказывается предположение, что за вскрытие умершего, у которого еще сокращалось сердце, инквизиция приговорила Везалия к смертной казни. По указанию короля Испании казнь была заменена паломничеством в Палестину "для искупления грехов". В 1564 году Везалий с женой и дочерью покинул Мадрид. Оставив семью в Брюссселе, он один отправился в далекий путь. На обратном пути из Иерусалима больной Везалий при кораблекрушении был выброшен на остров Занте (Греция), где и умер в 1564 году.
Но в примере с Везалием далеко не все однозначно. Случай с ним стал
хрестоматийным для объяснения автоматической работы сердца. Известно, что в сердце
существуют два нервных узла, в которых возникает возбуждение, обусловливающее
работу сердца. И если удается сохранить жизнь извлеченного из организма сердца или
оживить сердце трупа, то это в свою очередь связано с сохранением или пробуждением
деятельности тех участков сердца, где есть узлы. Вот здесь-то и кроется разгадка секрета работы изолированного сердца. Иногда у человека после смерти автоматическая деятельность сердечных узлов в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает очень редко. Видимо Везалий при вскрытии трупа натолкнулся именно на такой случай. Но ни он, ни его современники ничего не знали о сердечных узлах и об их автоматической деятельности.
Если это действительно так, то пример с Везалием является не совсем
корректным для иллюстрации нашего рассказа о летаргии. Здесь мы сталкиваемся с совершенно иным физиологическим явлением, не имеющим никакого отношения к "мнимой смерти".
Но листая старинные книги, я натолкнулся на разные, отличающиеся от современной (хрестоматийной) версии происшествия с Везалием. Приведем дословно некоторые из этих "анекдотов", как тогда принято было называть подобные сообщения. "Славный анатомик Весалий вскрывал одну женщину, страдавшую истерическою болезнью, которую он почитал мертвою, и лишь коснулся сердца, то начало оное биться. Притом удостоверяют, что якобы она показала знаки жизни через движение и крик. Раскаяние о сем преждевременном вскрытии повергло скоро сего знаменитого мужа в гроб".
"Славный врач и анатомик Весалий хотел вскрывать одного умершего
испанского дворянина; но лишь только начал разрезывать грудные мышцы, то он вдруг
ожил. Сие случилось не просто только практическому врачу, но купно же и анатомику,
который для учинения полезных наблюдений, как естествоиспытатель, вскрывал многие
мертвые тела, но в сем случае обманулся, поелику живого человека почитал мертвым".
Если в начале первого варианта рассказа о происшествии с Везалием еще можно предположить возникновение автоматических сокращений сердца трупа в ответ на прикосновение (а такое, действительно, иногда случается), то концовка его ясно и недвусмысленно говорит в пользу летаргии - "показала знаки жизни через движение и крик". К тому же подчеркнуто, что женщина страдала "истерической болезнью", а "истерическая спячка", как мы уже рассказывали, являлась одной из основных причин "мнимой смерти" в средние века.
Во-втором же примере мнимоумерший оживает еще до того, как ему вскрыли
грудную клетку и о сокращении сердца не говорится ничего. Все это еще раз доказывает, что в случае с Везалием имел место летаргический сон.
К тому же, трагический случай Везалия был далеко не единственным. Немецкий врач XVIII века Г. Брюгье в монографии, опубликованной в 1754 году в Лейпциге, описывает семь случаев, когда при вскрытии мертвых тел были заметны некоторые признаки жизни.
Кардинал Эспиноза, первый министр Испанского короля Филиппа XI имел более ужасную участь, чем упомянутый нами испанский дворянин. "Он, лишившись милости Государя своего, впал в великую печаль и, время от времени более изнемогая, наконец, по-видимому, умер. Камердинер его, который имел некоторые лекарские познание и хотел бальзамировать его, когда начал вскрывать грудь, то увидел, что не только сердце еще билось, но приметил также, что кардинал подвинул руку свою к убийственному ножу его; но дабы в случае оживления его не мог он осужден быть в сем деле, варвар сей разрезал большую боевую жилу. Сей случай в то время был обнародован". Известно, что поэт Петрарка, будучи в Ферраре, "ожил" за четыре часа до своих похорон и прожил после этого еще 30 лет. Луиджи Витторе, один из служителей Ватикана при Пие IX, был признан умершим от астмы. Но один из врачей, более осторожный, чем его коллеги, поднес к его остекленевшим глазам свечу. "Покойник" резко дернулся и прожил еще достаточно долго, но со шрамом от ожога на носу. Свидетельства о летаргическом сне мы находим и в старинных русских летописях. Одной из самых драматичных страниц русской истории является кровавая двадцатисемилетняя междоусобная борьба за власть внуков Дмитрия Донского - Великого князя Василия II Темного и трех сыновей старшего сына Дмитрия Донского, Юрия Дмитриевича,- Василия Косого, Дмитрия Шемяки и Дмитрия Красного. Соперники поочередно призывали на Русь то Литву, то татар, грабили и жгли русские города, убивали в братоубийственных стычках сотни ни в чем неповинных людей. В 1440 году в городе Галиче скончался младший брат Косого и Шемяки,
Дмитрий Красный. Обстоятельства его смерти были очень и очень странными. Вот как повествует об этих событиях Н. М. Карамзин в своей "Истории государства Российского": "За время болезни Дмитрий лишился слуха, вкуса и сна; хотел причаститься святых тайн и долго не мог, ибо кровь непрестанно лила у него из носу. Ему заткнули ноздри, чтобы дать причаститься. Дмитрий упокоился, требовал пищи, вина, заснул - и казался мертвым. Бояре оплакали князя, закрыли одеялом, выпили по несколько стаканов крепкого меду и сами легли спать на лавках в той же горнице. Вдруг мнимый мертвец скинул с себя одеяло и, не открывая глаза, начал петь стихиры (церковные песнопения - С.Р.). Все оцепенели от ужаса. Разнесся слух о сем чуде: дворец наполнился любопытными. Целые три дня князь пел и говорил о душеспасительных предметах, узнавал людей, но не слыхал ничего; наконец действительно умер с именем святого: ибо - как сказывают летописцы - тело его через 23 дня открытое для погребения в Московском соборе архангела Михаила казалось живым без всяких знаков тления и без синеты".



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Наборщиков Александр Владимирович. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
  • Рогачева Елена Сергеевна. ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ РОДИТЕЛЕЙ — ОТРАЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА!
  • Повышение качества жизни, после психологической реабилитации семей с детьми, перенесшими онкологическое заболевание
  • После 45 лет счастливая жизнь только начинается
  • Сергеева Зинаида Витальевна. Консультация «Формы и методы работы в воспитании у детей понятий и ценностей здорового образа жизни»
  • Лири Тимоти. Семь языков бога.
  • Перепечаева Светлана Николаевна. «Развивающая среда в домашних условиях»
  • Кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55-60 лет)
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология биоуправляемой самокоррекции пищевого поведения для профилактики излишней массы тела и ожирения
  • Притча «Жизнь»
  • Ольга Хухлаева. Кризисы взрослой жизни - О. Хухлаева
  • Светлана Пожарская. Франсиско Франко и его время
  • И. Пинтосевич. Система эффективного сна Ицхака Пинтосевича
  • Пожилые люди больше радуются жизни
  • Григорий Чаусовский. Технотронная психотехнология избавления от вредных привычек
  • Сергиевич Наталья Дмитриевна. Презентация 'ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ – 75 ЛЕТ'
  • Рон Джим. СЕЗОНЫ ЖИЗНИ. Жизнь и коммерция похожи на времена года.
  • Притча «Четыре года от роду»
  • Центральный. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Интересно мы живём»
  • Хохуля Татьяна Константиновна. Если ребёнку четыре года
  • Эдмунд Гуссерль и его Картезианские размышления – Неизвестен
  • Притча «Предпочтение»
  • Труфанов С. ГРАММАТИКА РАЗУМА ИЛИ СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ В ДОСТУПНОМ ИЗЛОЖЕНИИ
  • Ольга Хухлаева. Кризис середины жизни — так ли это страшно?
  • Андраханова Наталья. Сценарии жизни, мешающие успеху
  • Бирюкова Лина Геннадьевна. Психолого-педагогическая характеристика развития детей раннего возраста
  • Григорий Чаусовский. Психотехнология киберметрономной самокоррекции пищевого поведения
  • Пузанова Кристина Сергеевна. История делового костюма
  • Притча «Карусель жизни»
  • Притча «Лампада жизни»
  • Притча «Набрать 100 баллов»
  • Агапкина Наталья Викторовна. Статья: «Формирование правил здорового образа жизни у дошкольников»
  • Гаврилова Татьяна Александровна. ОБОГАЩЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЬЕ У ДЕТЕЙ 4 ГОДА ЖИЗНИ
  • Оптимисты живут дольше
  • Игорь Манн. Маркетинг на 100%. Ремикс. Как стать хорошим менеджером по маркетингу
  • Редактор. Методика организации оздоровительного бега по системе Ю.Ф.Змановского
  • Притча «Настоящий человек»
  • Батталова Гульназ Вагизовна. Статья о важности сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста.
  • Плохой характер продлевает жизнь?
  • Хронический стресс — болезнь молодых
  • Юбилейные свадьбы
  • Владимир Тарасов. Принципы жизни (книга для героев).
  • Шиманович И.Е. и др. Химия. 7 класс
  • Шиманович И.Е. и др. Химия. 7 класс
  • Мойна Мазерс
  • Елена Казанова. Ликбез для родителей: готов ли ребенок к школе в 6, 5 лет?
  • Королева И.С. Мировая экономика. Глобальные тенденции за 100 лет. Под редакцией
  • Кольчинаева Екатерина Алексеевна. Особенности развития и воспитания детей раннего возраста
  • Просмотр черно-белого кино делает сны бесцветными
  • Теория шести рукопожатий уточнена



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь