Рязанцев Сергей. Танатология - наука о смерти.

Категория: Психология, Психотерапия и консультирование | Просмотров: 17394

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML, RTF
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Можно отметить явное сходство в описании внешнего вида упыря и человека, похороненного заживо. Вероятно, именно находки людей, задохнувшихся в гробу, и послужили основным толчком к созданию образа упыря. А так как легенды об упырях распространены повсеместно, случаи этих находок, видимо, были далеко не единичными.
Обнаружение людей, некогда погребенных заживо, послужили также основой к созданию одного из самых страшных проклятий: "Чтоб ты в гробу перевернулся!" О суеверном отношении к находящимся в летаргии свидетельствует факт, приведенный в уже упоминавшейся книге Еллизена: "Некоторая женщина в Веймаре, употребляемая в знатных домах для одевания умерших, будучи весьма суеверна, одевая одного умершего, коего вскоре хотели погребать, сказывала, что в скором времени еще кто-нибудь из того же семейства умрет, ибо умерший открывал в гробу глаза, что по замечанию ее, часто предвещало неблагополучное приключение".
Человек, в силу своих профессиональных обязанностей часто сталкивающийся с умершими, вместо того, чтобы оказать помощь пробуждающемуся от состояния летаргии, спешит скорее похоронить его. И такие случаи, видимо, также были не единичны.
Но вернемся к книге Еллизена и приведем еще несколько примеров из этого капитального труда.
"Пример 37-й. В уничтоженном монастыре Э... найден в конце пространного здания, между разваленными погребами с крепкими дверьми и решетками, глубоко лежащий свод, в котором до того времени обыкновенно клали мертвые тела монахов до погребения. Когда сей свод, в котором кроме нескольких деревянных скамеек, покрывал для мертвых, крестов и лампад ничего не было, начали обстоятельнее осматривать, то нашли на стене следующую, тщательно стеклом разбитой лампады, обломки коей лежали на земле, начертанную надпись (на латинском языке - С. Р.): "Господи! Помилуй мя! Оставлен живущими, в руце твои предаю дух мой! Силы мои изнемогли. Не внемлют воплю моему! Истаеваю гладом. Творьче! Воньми ми! Третий день уже истекает! Горе мне умирающему! 1735".
"Пример 38-й. По приказанию правительства в городе П... определено было
вынести все находившиеся под сводами церковными гробы, и впредь никогда не класть оных туда. Между прочими гробами нашли один новый открытый гроб, в коем видно было развернутое покрывало. Сей гроб был пустой, и в заднем конце онаго находились кости, кои при других притом признаках показывали бывшее мертвое тело, коего однакож не было в гробе. На сих костях было еще в разных местах иссохшее мясо, по коему можно было ясно видеть, как живой погребенный оное грыз. Платье, в коем его положили, все изорвано было". Данный случай также описан во Всеобщих ученых ведомостях от 4 мая 1799 года.
"Пример 44-й. Ле Клерк, Прокурор Людовика Великого, повествует, что в то
самое время, когда в Орлеане умершую тетку его положили в общую гробницу, один из
ее служителей влез ночью в оную и хотел снять у нее перстень с руки. Мнимая умершая, чувствуя сильную боль при резании пальца, начала кричать, причем вор испугался и ушел. Пришедшая в чувство женщина встала из гроба и, окутавшись саваном, пришла домой. Она жила потом еще десять лет, и притом родила одного сына".
Кстати, нередко именно кладбищенские воры и являлись первыми свидетелями погребений заживо, и зачастую именно им обязаны были своим спасением заживо погребенные. Во "Врачебных известиях..." Еллизена имеются еще два аналогичных примера - о грабеже в склепе Якобинской церкви в Тулузе и о могильщике, раскопавшем ради дорогого перстня свежую могилу жены богатого мельника из Магдебурга. В обоих случаях "покойницы" ожили, а вот судьба грабителей сложилась по-разному: первый скончался от испуга, а второй, "по случаю благополучного последствия учиненного им хищения был освобожден от наказания".
Преподобный Шварц, христианский миссионер в Дели, пришел в себя во время собственных похорон при звуках любимого псалма и присоединился к хору прямо из гроба. Никифор Гликас, епископ Лесбосский, пролежав два дня в гробу, встал из него в церкви и попытался приступить к своим обязанностям, сердито вопрошая окружающих, чего они на него уставились.
О том, что явление погребения заживо было весьма распространено в XVIII веке свидетельствует и повесть Михаила Чулкова "Скупой и вор" из сборника "Пересмешник или Славянские сказки", впервые опубликованная в Санкт-Петербурге в 1766 году. О погребении заживо автор рассказывает не со страхом, а с юмором, как о весьма обычном и даже комичном явлении, как о бытовом анекдоте, отражающем расхожие и типичные житейские ситуации.
В повести говорится как некий молодой мот никак не мог дождаться кончины
своего скупого отца, чтобы завладеть всем его добром. А старый скряга был настолько
скуп, что никому не давал ни ключей, ни печати от кладовой. Даже во время сна он
ключи привязывал к шее и печать клал в рот. Однажды слуга (и сообщник) молодого
господина пытался украсть печать изо рта спящего старика, но она сорвалась и упала
скупцу в гортань. Тот подавился и умер.
Нетерпеливый наследник в тот же день похоронил своего отца, а уже назавтра затеял свадьбу. Свадьба была веселее, чем похороны, так как на нее денег было истрачено не в пример больше. Ночью, когда хозяева и гости, напившись пьяными, уснули, слуга направился к могиле скупца, чтобы снять с него платье (кстати, как мы уже не раз убеждались на примерах, именно благодаря кладбищенским ворам в основном и вскрывались тайны заживо погребенных). Итак, слуга разрыл могилу, вытащил покойника, обобрал его и столкнул назад в могилу "столь исправно, что отшиб печать, которою покойник подавился".
"Мертвец изо всей силы закричал "Ох", у вора подкосились ноги, и упали они оба
в могилу, где лежали очень долго без памяти. Наконец, покойник образумился прежде
живого и потом вздумал о своей кладовой, вылез весьма поспешно из ямы и побежал
домой. Прибежавши к дверям своей поклажи, нашел их запертыми и без печати,
бросился искать своего сына, чтоб взять у него ключи, и когда вбежал он в спальню, то молодая в то время не спала. Увидев мертвеца, испугалась она столько довольно, что сошла с ума и отправилась на тот свет. Старик, подбежавши к сыну, начал его дергать весьма неполитично. Молодой князь, растворив глаза и увидя мертвого перед собой отца, вскочил и наполнил весь дом отчаянным криком, бегая везде и призывая всех себе на помощь, старик за ним гонялся, пьяные гости пробуждались со страхом и бежали все из деревни таким образом, как и крестьяне. В то время тут находился армейский офицер, который не совсем еще проспался и для того не испужался столько, как другие, бросился в ту горницу, где находились ружья, подхватя одно, зарядил его пулею и дробью, и когда бежали живой сын с мертвым отцом по двору мимо окон, то он выстрелил и для прекращения всего страха застрелил их обоих..."
Несмотря на всю анекдотичность данного эпизода, здесь можно уловить и некоторые типичные черты данной ситуации, вероятно неоднократно имевшие место. Во-первых, это крайняя поспешность погребения, которая при полном отсутствии квалифицированного врачебного осмотра (дело происходило в деревне) являлась основной причиной преждевременных захоронений. Во-вторых, кладбищенский вор, пробуждающий покойника. В-третьих, не радость, а ужас всей семьи при явлении "ожившего мертвеца". И, наконец, в-четвертых, убийство мнимого покойника.
Судя по количеству самых разнообразных свидетельств, пик погребений заживо приходится на XVIII век. И, как мне кажется, это вполне закономерно. Если мы обратимся к литературным произведениям той эпохи, то увидим, что герои по любому поводу теряют сознание, падают в обморок, обмирают и т. д. И это не просто дань литературной моде, а отражение действительного психического состояния общества. В XIX веке обмороки становятся только уделом дам, а в XX мы про них уже практически и не слышим. Вероятно в XVIII веке были широко распространены нервно-психические расстройства, последствиями которых являлась летаргия и подобные ей состояния. В XIX веке свидетельств о погребениях заживо становится значительно меньше. Можно вспомнить о скандале с Джоном Макинтайром, который в 1824 году очнулся в лондонском анатомическом театре, когда скальпель разрезал его грудь. Следствие установило, что тело его было выкрадено из могилы и продано врачам. Или о драматическом случае в Германии на кладбище в Кастенбауме, когда раздавшийся из могилы шум заставил ее раскопать. В гробу был найден задохнувшийся человек, руки и голова которого свидетельствовали о безуспешных попытках раскрыть гроб.
В 1893 г. в Айженберге шум из могилы умершей незадолго до родов женщины заставил раскопать могилу. Она была найдена живой, но окровавленной. Наступили роды, в результате которых мать и ребенок умерли через несколько часов. Ленинградский врач-отоневролог Г. А. Урюпова передала мне рассказ ее деда, М.
П. Герасимова, умершего в 1943 году в возрасте 56 лет. М. П. Герасимов родился и провел детство в деревне Ордынцы Московской губернии. Когда ему было семь лет, в 1894 году, у него умерла мать. Дело было очень жарким летом, поэтому с похоронами решили поторопиться. Ребенка отослали в лес за цветами, а покойницу тем временем положили на стол посреди избы. Когда мальчик вернулся, не понимая еще окончательно, что мать мертва, он принялся тормошить ее и тянуть за руку. И вдруг покойница встает, идет к двери, пытается выйти на улицу, но, запнувшись за порог, падает и вновь застывает. Испуганные родственники поторопились похоронить ее в тот же день до захода солнца.
В данном примере мы опять сталкиваемся с невежеством и суеверием
окружающих, которые вместо того, чтобы оказать помощь больному, стремятся как
можно скорее похоронить его как покойника.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • И. Пинтосевич. Система эффективного сна Ицхака Пинтосевича
  • Притча «Творец и душа»
  • Притча «Окружающая среда»
  • Притча «Три драгоценных кольца»
  • Притча «Он и Она»
  • Притча «Встреча с медведем»
  • Притча «Самое главное»
  • Притча «Грех — нелюбовь»
  • Редактор. Сказание об Александре Македонском
  • Притча «Алчность упрямства»
  • Притча «Полюбить свое тело»
  • Притча «Нравоучения брамина»
  • Притча «Даже тысяча лет бесполезна»
  • Притча «Сказки для сына (про то, когда больно)»
  • Притча «Разрушение ада и восстановление его»
  • Притча «Любимец Дэвид»
  • Притча «Неполное отречение»
  • Притча «Священник в раю»
  • Притча «Человек и его цели»
  • Притча «Жизнь, а не логика»
  • Притча «Черенок от заступа»
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Притча «Три монаха»
  • Притча «Самое ценное»
  • Притча «Гордый олень»
  • Притча «Познай единое»
  • Притча «Общность»
  • Хлебова Вероника. Стать Родителем самому себе
  • К чему снится гроб
  • Притча «Кто тебе сказал?»
  • Алан Беннетт
  • Притча «Мудрость Светакету»
  • Притча «Хорошие вести»
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Притча «Ты познал истину»
  • Притча «Оружие»
  • Притча «Будьте внимательны»
  • Платон. ДИАЛОГИ
  • Лосев А. КОММЕНТАРИИ К ДИАЛОГАМ ПЛАТОНА
  • Притча «Когда улыбается удача»
  • Мозг женщины под слоем косметики не узнает свою обладательницу
  • Притча «Время и место смерти изменить нельзя»
  • Притча «Притча о...»
  • Притча «Смерть Абул Мадада Санайи»
  • Притча «Счастье не там, где ты его ищешь»
  • Сергей Воронков. Что такое «Душа»? (или «Психология, наука — о чем?»)
  • Притча «Ты познал истину»
  • Притча «Джейсон и пещера творения»
  • Притча «Притча-в-действии»
  • Притча «Скряга и Ангел Смерти»



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь