Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 45233

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Пытаясь обойти вопрос о том, как могут взаимодействовать душа и тело, Готфрид Лейбниц (1646-1716) предложил удачно согласующуюся со взглядами Григория Нисского аналогию с часами. Бог создал душу и тело в совершенной гармонии, каждую — следующую своим, не зависимым от другой законам, подобно часовщику, создающему два часовых механизма, ход которых всегда согласуется, хотя они и не воздействуют друг с другом. Это означает, что когда душа решает покинуть классную комнату, тело встает и уходит из класса не потому, что разум воздействует на тело, а потому что они полностью синхронизированы божественным актом творца. Эта доктрина получила название теории «предустановленной гармонии». Она является развитием гипотезы Лейбница о том, что Бог создал неразложимые (и не сводимые ни к чему), лишенные протяженности духов-
51
ные силы, названные «монадами». Эти монады, которые не имеют никакого влияния друг на друга, существуют согласно закону иерархии, основанному на эманациях Плотина, где Бог является верховной монадой. Единый (объединенный) разум, как монада, отражает различные степени ясности; самыми туманными являются ощущения, восприятие соответствует промежуточному уровню, а апперцепция обладает совершенной ясностью. Идеи, к которым относятся, в частности, математические истины, являются врожденными и содержатся в едином разуме.
Джон Локк (1623-1704), заинтересованный не столько в разрешении проблемы дуализма «душа-тело» или в разработке характеристик теологического понятия души, сколько в определении роли разума в человеческом познании, отверг взгляды Декарта и Лейбница о врожденных идеях и выдвинул гипотезу, согласно которой единственным источником знания является опыт; эта точка зрения получила название «эмпиризма» (или английского эмпиризма, поскольку ряд британских авторов придерживался сходных точек зрения). Он предложил ставшую знаменитой аналогию детского разума с чистым ЛИСТОМ) на котором записывается (индивидуальный) опыт. Мы приобретаем знания благодаря ощущениям внешнего мира и рефлексии (reflection) внутреннего. Локк принимает модель двух миров Плотина—Галилея—Ньютона и утверждает, что «вторичные качества», такие как запах, вкус и прикосновение, звук и цвет, удовольствие и боль, производятся организмом и являются непротяженными, в отличие от «первичных качеств»: формы, плотности, количества и движения, существующих независимо от разума и имеющих протяженность.
Развивая мысль Локка, Джордж Беркли (1685-1753) рассуждает о том, что если вторичные качества находятся в разуме, то нет причин полагать, что первичные качества не могут находиться там же. А если так, то все находится в разуме. И поскольку ощущения существуют в человеческом разуме, объекты представляют собой не что иное, как совокупности (packages) ощущений. Таким образом, физический мир не обладает независимым существованием от разума людей. Однако, несмотря на такую точку зрения, Беркли подчеркивает важность опыта в установлении ассоциаций между различными ощущениями. Настаивая на том, что имеющая протяженность материя не может воздействовать на лишенный протяженности опыт, Беркли полностью устраняет одну сторону дуализма «душа—тело» и утверждает монизм, в соответствии с которым все сущее есть дух. Эта точка зрения во многом близка к индийской философии Веданты (см. с. 41) и крайнему логицизму Августина. Анонимный шутник иронизирует над позицией Беркли в следующем сатирическом стихотворении:
Жил на свете целитель верой; Он сказал: «Хотя боль нереальна,
Если сяду я на булавку,
Что пронзит мою нежную кожу,
Испытаю иллюзию боли».
Шотландский мыслитель Дэвид Юм (1711-1776) делает вслед за Беркли следующий шаг и отрицает как разум, так и дух, поскольку мы не можем убедиться в их существовании. Наш опыт, утверждает он, представляет собой коллекцию ощущений или «впечатлений», которые благодаря привычным ассоциациям (опыту совместного восприятия различных вещей) заставляют нас приписывать этим впечатлениям качество причинности. Впечатление причинности и другие ассоциации представляют Собой ментальную гравитацию (mental gravity), притягивающую друг к другу ментальные частицы. Вслед за Локком и Беркли Юм сводит качества мира (реальности) к ментальным ощущениям (mental sensations). Несмотря на свое отрицание разума, Юм отводит разуму место своего рода театра, на сцене которого последовательные ощущения появляются и смешиваются друг с другом и с различными ситуациями, ассоциируясь по закону психической гравитации. Таким образом, разум — это всего лишь коллекция ощущений. Эта позиция, базирующаяся на взглядах других представителей английского эмпиризма, является кульминацией атомистической теории разума, противоположной точке зрения о едином разуме, разделяемой мыслителями континентальной Европы (континентальной философией). Атомы разума возникают из мира, тогда как согласно представлениям континентальной философии единство разума предполагает наличие врожденных идей или врожденной организации наших ощущений окружающего мира. Идея атомистического разума, проповедуемая Юмом, ознаменовала радикальный отход от представлений о единой душе/разуме, разделяемых Отцами Церкви, Августином, Плотином, Фомой Ак-винским, Декартом, Лейбницем и другими мыслителями.
Следуя традиции Лейбница, немецкий автор, Христиан Вольф (1679-1754), разделял теорию единого разума. Разум, утверждал он, не ассоциирует ментальные атомы, но является апперцептивным единством, наделенным многочисленными врожденными качествами и способностями. Вольф был первым автором, употребившим термин «психология» в заглавии книги. В своих двух книгах он дает последовательную, хотя и спиритуалистическую, трактовку этого понятия, замещающего такие термины, как «психософия» и «пневматология», и придает психологии статус дисциплины, отличной от философии. Хотя Вольф рекомендует включить психологию в число других наук, он настаивает на том, что она является натуральной теологией, рассматривающей натурального (природного) Бога, а не наукой наблюдений и вычислений. И хотя Вольф пытался отстаивать параллелизм души—тела, присущий взглядам Лейбница, в то же время отрицая идею предустанов-
52
ленной гармонии, он допускал, что органы чувств могут воздействовать на разум.
До сих пор нам удалось обнаружить две основные теории познания («эпистемологии»), и ни одна из них не признает необходимости наблюдений за фактическим поведением конкретных людей. Первой из них является философия рационализма, идущая из континентальной Европы. Толчок к ее развитию был дан Декартом и Спинозой, а наиболее полное выражение она получает у Лейбница и Вольфа. Само слово «рационализм» говорит о том, что эта философия основана на убеждении, что всякая истина может быть постигнута человеческим разумом. С некоторыми вариациями в изложении различных авторов эта теория предполагает: (а) что существуют внутренний и внешний мир (психофизический дуализм); (б) что человек обладает врожденной внутренней системой, организующей информацию со стороны внешнего мира, и/или что знание само по себе является врожденным или инстинктивным и (в) что разум представляет собой единое целое. Ареной рационализма в наши дни являются органоцентрические системы психологии, в той или иной степени разделяющие эти положения. Они также находят свое выражение в феноменологии Гуссерля и экзистенциализме Сартра (см. главу 12). Второй теорией является английский эмпиризм Локка и Беркли, и в особенности Юма, утверждающих, что источником знания является опыт — как внутренний, так и опыт наших ощущений. Эта теория гласит, также с некоторыми вариациями у различных авторов, (а) что существуют внутренний и внешний мир (как и в рационализме); (б) что знание вытекает из опыта; и (в) что разум ато-мистичен — он состоит из ментальных атомов, идей или неких частиц определенного рода. Отдельные положения этой теории также появляются в ряде современных психологических систем, в особенности испытывающих те или иные энвайроцентрические влияния.
Помимо рационализма и эмпиризма существует третья теория познания, которая в наше время привлекает внимание ученых, преимущественно критическое, — позитивизм. Родоначальником этой теории был Огюст Конт (1798-1857), который призывал
(а) отказаться от устаревших и незрелых способов размышления, ищущих причинность и объяснения;
(б) перейти к более высокому уровню позитивизма (позитивного мышления), отрицающего религию и сверхнатурализм, и заменить их наукой. Все, что не базируется на наблюдении, с точки зрения Конта, должно быть отброшено. Мы не можем, утверждает Конт, объективно изучать разум, но мы можем объективно изучать поведение как продукт разума. Разновидность позитивизма, предложенную физиком Эрнстом Махом (1838-1916), объединяла с английским эмпиризмом точка зрения, согласно которой все, что
мы можем знать с достоверностью, ограничивается сферой наших ощущений, а следовательно, наука зависит от данных наших ощущений и их корреляций (характера взаимосвязей ощущений между собой). Фактически, утверждает Мах, внешний мир науки сконструирован по типу организации, присущей нашим внутренним ощущениям.
И рационализм, и эмпиризм, и позитивизм рассматривают ощущения как двери, ведущие к разуму, а потому придают их изучению центральное значение. Как Конт, так и Мах были эмпириками в том смысле, что считали источником знания опыт, под которым понимали психические ощущения. Заметим, что все три теории познания признают ощущения познающего субъекта, но подвергают сомнению познаваемость ощущаемых объектов, что является прямым наследием средневековой теологии, в которой высшей инстанцией считается душа, а презренное тело и бренный мир есть лишь неизбежное зло, придатки к бессмертной душе. Эти односторонние теории познания проникли и в ряд современных систем психологии, в особенности — органоцентричес-ких, к которым относится когнитивная психология (см. главу 3) и гуманистическая психология (см. главу 4). В одной из современных систем познаваемое поглощается (ассимилируется) познающим, что отчасти напоминает теорию Беркли.
Позднейшая версия позитивизма, названная «логическим позитивизмом», также настаивает на том, что достоверное знание зависит от сенсорного опыта. В соответствии с этой теорией сфера использования психологических терминов должна быть ограничена операциями, позволяющими определить характер вещи или события, а гипотезы должны логически выводиться (отсюда название логический позитивизм) из теории, а затем подвергаться эмпирической13 проверке. В адрес логического позитивизма было выдвинуто множество критических замечаний.
Материализм, появившийся в XVIII столетии, явился не столько прямой альтернативой дуализму «душа—тело», сколько его разновидностью: разум зависим от материи. Эта разновидность, однако, отражала представление о том, что разум требует наличия физических качеств, — точка зрения, развитая французскими материалистами. Жульен Ламетри (1709-1751) заявлял, что человек есть «сложный пружинный механизм» («an assemlage of springs») и что «душа есть не что иное, как принцип движения, или ощущаемая материальная часть мозга... основная пружина всего механизма... так что все остальные есть лишь эманации из нее» (La Mettrie, 1912/1748). Подобно тому как в монадах Лейбница мы узнаем эманации Плотина, здесь мы также обнаруживаем влияние его эманации, интерпретированных на сей раз как пружины. Влияние великого мистика все еще
13 Здесь слово «эмпирический» (empirical) относится к наблюдениям или фактическим свидетельствам, то есть используется в значении, связанном со значением слова «опытный» (experiential), относящимся к сфере «ментального».
53
продолжает ограничивать психологию спиритуалистическими представлениями. Для Ламетри мозг, являясь основной пружиной, производит разум или душу. Разум является эпифеноменом, видимостью, сопровождающей материю, ее побочным продуктом. Другую аналогию, созвучную эпифеноменализму, использовал физик Пьер Кабанис (1757-1805), утверждавший, что подобно желудку, переваривающему пищу, разум переваривает впечатления и сек-ретирует (выделяет, подобно железам) мысль. Эта гипотеза явилась попыткой превратить психологию в биологию, тем самым вырвав ее из плена теологии. Гипотеза о разуме как о продукте мозга представляла собой радикальный отход от представлений о разуме как о духе, хотя дух продолжал играть в ней определенную роль. Эпифеноменализм и сегодня находит своих последователей, который они называют также «эмерджентизмом» («emergentism»), поскольку считают, что разум «возникает» (англ. emerges) из мозга.
Позаимствовав многое у Локка и объединив представление английских эмпириков об атомистическом разуме с господствовавшей в континентальной философии идеей единого (цельного) разума, один из наиболее влиятельных мыслителей всех времен, Иммануил Кант (1742-1804), выдвинул гипотезу о том, что физический мир дает начало нефизическим ощущениям. Вслед за Декартом Кант поднимает вопрос о том, каким может быть механизм такой связи. Разум управляет атомистическими частицами посредством врожденных категорий и синтезирует их в явление внешнего мира («феноменальную вещь»). Это явление и есть все, что мы можем знать о мире, утверждает Кант, хотя, в отличие от Беркли, он считает, что мир все же существует как физическая «вещь в себе». Разум он называет «трансцендентальным единством апперцепции». Иными словами, разум един и трансцендентен по отношению к физическому миру. Апперцепция обеспечивает объединение (данных) ощущений в смыслы («единство апперцепции», согласно Лейбницу). То, что наш опыт пред-
ставляет как объекты, есть лишь фантомы, которые мы сами порождаем. Феноменальные вещи, представляющиеся нам миром, каким мы его знаем, есть не что иное, как внутренние репрезентации. Следовательно, мы живем в удвоенном мире — реальном физическом мире, недоступном нашему познанию, и психически сконструированном мире, который и есть то, что мы знаем. Кант следовал традиции александрийских и других мыслителей древности, дошедшей до нас из глубины веков, отведя в своей философии основное место вербализациям, не соотносящимся с наблюдениями, и тем самым преградив путь к подлинным наблюдениям человеческих действий и обстоятельств, в которых совершаются эти действия. Фактически Кант отвергал метод наблюдения. Он утверждал, что поскольку психологические события трансцендентны, они не могут стать предметом экспериментирования или количественной оценки. Если считать, что они действительно трансцендентны, то Кант был абсолютно прав. Человек не может проводить количественные вычисления или экспериментировать с духом, как не может совместить представления о трансцендентальном разуме и о физическом теле. Оглядываясь назад, мы можем видеть, что кантовская теория внутреннего мира систематизирует взгляды Августина, а тезис Канта о том, что ощущаемые качества порождаются организмом, формирует теорию восприятия, соответствующую преемственности взглядов: Плотин—Галилей— Ньютон— Локк—Беркли—Юм—Кант. Удвоенный мир Канта представляет собой наиболее строгую формулировку односторонней теории познания, которая является центральной для когнитивной психологии (см. главу 3), хотя данная система, в соответствии со взглядами Кабаниса, нередко предполагает, что мозг порождает репрезентации.
В табл. 2.1 представлены семь точек зрения на характер взаимосвязи физического тела и нефизической души. Декарт не пытался разрешить данную дилемму, и мы не можем с уверенностью сказать, пытался ли Юм предложить ее разрешение. Другие пять


В четвертой колонке буква М (mind) обозначает душу/разум, а буква В (body) - тело. — Примеч. пер.
54
точек зрения, с очевидностью, содержат попытки разрешить этот вопрос.
Несмотря на попытки разрешить данную дилемму с помощью аналогий — довольно слабого метода аргументации, — мы вынуждены признать, что физическое и нефизическое или протяженное и непротяженное свести вместе не легче, чем разрешить проблему квадратуры круга. Они несовместимы по определению. Можно лишь рассуждать об их взаимоотношениях, чем на протяжении двух тысячелетий занимались теологи, точно так же как можно рассуждать о квадратуре круга, ни разу не сославшись на наблюдаемые явления. Поскольку наука основывается на наблюдениях, психофизический дуализм не может стать частью науки, даже если он будет оставаться частью теологии и тех направлений философии, которые игнорируют данное противоречие. Ни один из семи перечисленных в таблице авторов, как и ни один другой мыслитель той же эпохи, не ставит вопроса о том, насколько вообще необходимо прибегать к гипотезе психофизического дуализма и можно ли выдвинуть альтернативу этой гипотезе. В те времена такой вопрос просто не мог возникнуть. Следующим шагом стала попытка сведения разума к биологии (= живой материи) как к локусу (местонахождению) разума — шагом, который уже предпринимали Вивес и Ньютон и который сделали вслед за ними Кабанис и ряд других мыслителей. Такие попытки предпринимаются и в современной психологии, несмотря на то, что они порождают не меньше мистики, чем сам дуализм души и тела. Альтернатива как дуализму, так и биологизации была предложена еще Аристотелем, однако она не была воспринята по той причине, что ей была придана средневековая трактовка. Эта альтернатива возрождается, однако, в XX столетии и присутствует в ряде современных психологических систем. Осознание наличия такой альтернативы является важнейшим условием осуществления информированного выбора.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Смит Н. Современные системы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Джемс. Психология.
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Маклаков А.Г. Общая психология
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Богачкина Н.А. Психология. Шпаргалки
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Психология познавательных процессов. Вести. Харьк. ун-та, № 224
  • Мельникова Н.А. Социальная психология. Шпаргалки
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Психология агрессии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология
  • Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Шестопал Е.Б. Политическая психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Узнадзе Д.Н. Общая психология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь