Смит Ноэль. Современные системы психологии.

Категория: Психология, Системный подход в психологии | Просмотров: 45211

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский

Скачать по прямой ссылке

Плотин многое заимствовал у Платона, но значительно переработал его учение, превратив в то, что он назвал неоплатонизмом. Платон начинал свои научные поиски с изучения сенсорных событий (sensory events), хотя и считал ощущения недостоверными и стремился обнаружить за тем, что доступно ощущению, более совершенные формы. Он называл высшую форму совершенства Идеей или Единым. Так, например, человек не в состоянии начертить совершенную окружность на восковой табличке, но может иметь идею совершенной окружности. Трансформация его философии Плотином началась не с конкретных событий, а с мистического Единого, или Тотальности (Целостности) Бытия и Небытия, из которой эмани-руют другие абстракции или конструкции, подобно каплям, падающим с крана, и все более удаляющимся от первоначального источника (см. рис. 2.3). Эти эманации и составляют реальность. Плотин указывает три эксплицитных уровня этих эманации. Первый уровень представляет собой Единое, эманацией которого является Нус, или Мировая Душа (псюхе), из которой, в свою очередь, эманирует Разумная Душа (Mind). В качестве следующей, четвертой, эманации неявно предполагается индивидуальная душа, а на еще более внешних (или глубоких) уровнях - материя, включающая физическое тело. Человеческий дух, или Разумная Душа, может быть обращен вверх — к чистой Мировой Душе, либо вниз — к грешной материи. Разумная Душа отвечает за познание, а высшей формой познания является мистический союз с Единым. К этой традиции восходит слияние познающего и познаваемого в современном социальном конструк-ционизме (см. главу 8). Плотин призывал отвернуться от низменных объектов ощущений и обратиться к собственной Разумной Душе — частице Единого. Бес-
смертия не существует, а потому человек должен соединить свою индивидуальную душу с Мировой Душой, утратив тем самым собственную индивидуальность. Умирая, Плотин сказал, что он пытается возвратить Божественное в себе к Божественному Абсолюту (Porphyry, par. 2).
Подход Плотина к процессу восприятия был унаследован большинством систем современной психологии, которые основаны на тех же исходных предпосылках. Объект воздействует на органы чувств, а органы воздействуют на Разумную Душу, которая (вос)создает качества объекта — его текстуру, цвет, плотность, запах, вкус и т. д. При этом нами воспринимается не объект, а его психическая репрезентация. Такой точки зрения придерживаются органоцентри-ческие системы, в особенности ортодоксальная (классическая) когнитивная психология (см. главу 3), однако ее отрицают энвайроцентрические и нецентрические системы. Акцент Плотина на внутренних агентах или процессах также характерен для органо-центрических систем. Память, считал Плотин, не имеет отношения к физическому телу, но всецело принадлежит Разумной Душе, где записываются прошлые события. Душа и тело не могут воздействовать друг на друга. Мышление и рассуждение, как и память, находятся за пределами физического, хотя и вызывают такие чувства, как гнев. Полное разграничение души и тела с неизбежностью привело Плотина к противоречиям, однако именно он представил мистический подход в наиболее очищенной и совершенной форме, который в сочетании с греческим рационализмом явился той платформой, на которой базировалось интеллектуальное развитие последующих столетий. Наиболее привлекательным элементом философии Плотина была программа избавления от волнений римского мира. Труды Плотина проложили путь для развития христианской теологии. Они «оказывали прямое влияние на христианскую мысль в течение целого тысячелетия.., включая наиболее влиятельного из отцов церкви, Августина» (Barnes, 1965). В свою очередь, и сам Августин (см. далее) также оказал значительное влияние на психологию.
Приблизительно после 235 г. римские войска берут на себя большую часть функций правительства, чтобы противостоять социальному и политическому разложению империи. Армия возводила на трон императоров, которые служили ей марионетками, пока она не решала казнить их. Императоры были не способны эффективно управлять отдаленными провинциями или сдерживать коррупцию, пустившую корни в правительстве. Нестабильность и бедность росли, а интерес к общественной жизни падал.
Пытаясь поддержать свою власть с помощью единой религии, в 313 г. император Константин объявил христианство официальной религией Рима. При Феодосии (Theodosius), императоре Восточной (375-395) и Западной (392-395) Римской империи, все прочие религии были объявлены вне закона, а некогда преследуемые христиане сами превратились в преследователей. Растущая власть христианства со-
44

провождалась отрицанием всего языческого, включая древнегреческую науку.
Августин (354-430). Если во времена Плотина греки пользовались известностью как самая ученая нация, то в V столетии их умы занимают лишь вопросы духа. IV-V в. стали эпохой другой выдающейся интеллектуальной фигуры — Августина. У Плотина дух является высшей инстанцией по отношению к природе; у Августина природа трансформируется в дух. У Плотина Абсолют бесконечно далек; у Августина Абсолют приближается к человеку и наделяется индивидуальной реальностью. Это было время, когда свирепствовали коррупция и пренебрежение к закону, время распада общественных учреждений, запустения защитных рубежей, массового дезертирства, разбоя обедневших слоев населения и продажи детей в рабство. В конце концов сам Рим, не способный защитить своих граждан от набегов готов с севера, пал в 476 г. Терпимому отношению к греческой науке был положен конец в 529 г., когда император Юстиниан закрыл Платоновскую академию, Аристотелевский Лицей и другие школы греческой мысли, тем самым прервав традицию, непрерывно развивавшуюся на протяжении девяти веков.
Августин призывал людей презреть бренный мир и обратиться исключительно к духовной жизни. Он отверг всю науку, а также религиозные верования языческого происхождения. Лишь внутренняя истина достоверна. В сочинении «О граде Божием» он
утверждает, что падение Рима произошло вследствие его погруженности в мирское, ибо никакое государство не может продержаться долго, если оно базируется на человеческих ценностях и человеческих отношениях, а не на духовных. В своей «Исповеди» он интериоризирует доктрины Плотина. Человеческая душа (mind) может вместить целый мир и образ Божий (см. рис. 2.4). Душа и память столь обширны, что человеку достаточно изучать лишь самого себя и отказаться от изучения мира. Этот взгляд послужил базисом интроспективного направления в психологии. Он также явился базисом широко распространенной точки зрения в современной психологии — представления, которому ортодоксальная когнитивная психология придает основополагающий статус и согласно которому мир репрезентируется внутренне. То, что Барнс (Barnes, 1965) называет «личными сексуальными неврозами» Августина, передалось и современному обществу. В качестве реакции против своего легкомысленного поведения в молодости Августин источником всех человеческих несчастий объявил первородный плотский грех Адама и Евы, в котором была повинна Ева. Его обличение женщин и презрение к половым отношениям пропагандировались на Западе вплоть до нашего времени.
В эпоху Августина всякая последовательная научная мысль исчезает из европейской культуры, и эта утрата ознаменовала наступление Средневековья («темных веков»). Однако Восточная Римская империя, Византия, сохранила языческую греческую науку, а также способствовала распространению арабских знаний в Европе XIII столетия.
Средние века и возвращение стабильности. На
протяжении Средневековья существовало лишь несколько мест, где в разной степени продолжала развиваться наука, — преимущественно в монастырях. Немногие, кроме монахов, умели читать и писать. Боэций (480-524), человек, достигший большой учености, предпринял попытку перевести на латынь сочинения Платона и Аристотеля. Он успел перевести лишь часть аристотелевой «Логики», прежде чем Те-одорик (Theodoric), готский император, казнил его. Если бы Боэций осуществил свои планы, интеллектуальная история Европы могла стать совершенно иной. В средние века был известен платоновский «Тимей», а также немногие другие сохранившиеся фрагменты древнегреческого знания. Около 430 г. Капелла (Capella) в аллегорической форме описывает семь свободных искусств как служанок невесты. Их имена: грамматика, риторика, логика, геометрия, арифметика, астрономия и музыка. Хотя эти дисциплины являлись наследием языческой Греции и Рима (тексты по геометрии, арифметике и музыке были собраны и переведены Боэцием), они легли в основу средневекового образования, впоследствии войдя в число обязательных предметов для получения степени магистра искусств (Master of Arts) во всех европейских странах. В школах читалась грамматика Присциана (VI в.), а также история Оросия (V), од-
45

ного из последователей Августина, призванная изображать страшные условия жизни в языческом мире. Кассиодор (490-580) побуждал монахов изучать лекарственные растения для использования в монастырских госпиталях. Англосаксонский монах Беда Достопочтенный (673-735) изучал системы отсчета времени и пропагандировал систему летоисчисления (годы до Р. X. — от Р. X.), разработанную Дионисием Эксигием (Dionysius Exiguus, ум. ок. 545 г.). Исидор Севильский (560-636) свел воедино знания, известные из языческой и христианской литературы, однако к VIII—IX в. сохранились лишь немногие фрагменты научных трудов древних греков и римлян, существенно искаженные христианскими теологами. Даже грамматики Присциана и раннего Доната (Donatus, IV в.) были утрачены. Одним из наиболее известных средневековых авторов, знавших греческий язык, был Иоанн Скотт Эриугена (810-880), чьи сочинения являют собой преимущественно мистическую теологию, испытавшую сильное воздействие Плотина. Его теории ангелов оказали значительное влияние на средневековое искусство.
Средние века отмечены не только утратой классической научной мысли, но и заменой логики верой, обращением к авторитету Отцов Церкви, неоплатоническому мистицизму и мифологии. В IX в. Эриугена возрождает интерес к логике, но только в XII в., с появлением в Европе полного собрания логических текстов Аристотеля, ученые вновь начинают использовать строгие логические процедуры. Однако это привело их к крайности, связанной с попыткой обнаружить окончательную истину исключительно в логических построениях, не уделяя внимания изучению природы.
Начальный период средних веков был омрачен набегами и разорением Европы готами, викингами, вандалами, данами, англами, саксами и другими племенами. Огромные пространства обезлюдели, так как местное население бежало от захватчиков. В IX и X вв. нашествия викингов, сарацинов (мусульман) и венгров опустошили Европу (Bautier, 1971). Политическая си-
туация была немногим лучше, феодальная система принесла с собой крайнее обнищание крестьян.
«Темные века», охватывающие период приблизительно между 500 и 1000 гг., были тяжелыми только для Запада. Для византийского и мусульманского мира это было время экономического прогресса и расцвета торговли и промышленности. Что касается интеллектуальной сферы, византийские ученые постигали и комментировали греческие тексты, распространяя античное знание на окружающих территориях, включая мусульманский мир, где ученые различных национальностей и направлений мысли переводили, изучали, а в ряде случаев и развивали его.
Относительная стабильность вновь настала в Европе только к IX в., однако порядок установился лишь в XII в. (Barnes, 1965). В VIII и IX вв. начинается культурное возрождение, а в XI в. вновь пробуждается наука. Крестовые походы приносят в Европу весть о том, что мир знания, развитой техники, процветающей торговли, роскоши и изобилия существует в Византии и мусульманском мире. Тем временем европейское общество становится все более секуляризованным, быстро растут города и развивается торговля. Повторное обретение стабильности и безопасности явилось, вероятно, одним из наиболее важных, если не решающим фактором, благодаря которому общество становится более восприимчивым к таким светским завоеваниям, как возвращение в Европу науки и технологии. Нетрудно заметить, что процветание, комфорт и благополучие сопровождаются утратой интереса к войнам и ослаблением религиозного фанатизма, тогда как бедность и нестабильность способствуют обратному. Как правило, именно неимущие поддерживают революции и военные вторжения и придерживаются крайних религиозных взглядов, в то время как обеспеченные думают о мире и развитии торговли. (Безусловно, эта корреляция не является строгой закономерностью, поскольку в сложной ситуации возможно всякое.)
Строительство замков и соборов стимулировало совершенствование архитектурного мастерства и технических изобретений. Впрочем, и войны способствовали развитию технологии и проявлению интереса к фундаментальным научным принципам. Уже в начале IX в. в Италии был открыт Университет Салерно для изучения медицины, а в 1088 г. — университет Болонья для изучения права. Парижский университет открывается около 1200 г.; Оксфорд и Кембридж в Великобритании имеют столь же давнюю историю. За ними появились новые университеты в Италии, Германии, Шотландии, Португалии, Чехословакии и Польше. Хотя в этих университетах господствовало догматическое, а не свободное мышление, более сектантское, чем светское, их развитие способствовало систематизации знаний и стимулировало дальнейшие исследования.
Трансформация значений слов разум (mind) и душа (soul). В начале и середине средних веков тер-
46
мины, используемые в наше время для обозначения психофизического дуализма, изменили свое значение с первоначального — натуралистического — на дуалистическое. Эта трансформация значений слов psuche/psyche отражена на рис. 2.5. В наиболее ранних письменных источниках все три термина (псю-хе, разум, душа) встречаются в своем натуралистическом значении. Нематериальное или нефизическое значение слова «psyche», появившееся приблизительно во II в. до н. э., дало толчок к появлению аналогичного значения у слова «душа» (soul) в IX в. н. э., а также у слова «разум» (mind) в XII в. (благодаря христианским влияниям эти слова заменили собою слово «psyche»).
Слово «разум» первоначально имело натуралистическое значение намерения, как в фразе «У меня есть мысль прогуляться» («I have a mind to take a walk»), или памяти, как в фразе «держать в уме» («keep in mind») — эти значения сохранились до настоящего времени. Это слово также относилось к
мышлению (и пониманию): «разуметь» («have a mind of»), хотя это значение почти вышло из употребления. Все эти выражения не претерпели существенных изменений за шесть тысяч лет, прошедших со времен протоиндоевропейской цивилизации, в языке которой присутствовал корень теп-, также относящийся к мышлению и памяти. К этому протоиндоевропейскому корню восходят также латинское слово «mens» и санскритское «манас», встречающееся в Ведах. В XII в. слово «разум» под влиянием христианства начинает означать нефизический коррелят тела. За словами «душа» и в особенности — «разум» в западной культуре закрепляется значение, указывающее на агент, определяющий действия индивидуума. Разговорное употребление этих слов, созвучное верованиям христианских теологов, предполагает, что природа разделила человека на две части, одна из которых — разум, а позднее — мозг — служит в качестве агента, направляющего и контролирующего наше тело. Слова «разум» и «душа» взаимозаменяе-


* Свидетельством существования аналогичных значений и их трансформации в русском языке является тот факт, что сама буква «м» в кириллице называется «мыслете», то есть фактически является корнем слов, обозначающих разум и мысль. В древнеславянской азбуке использовалась также греческая буква «пси» — в церковных изданиях «Псалтырь» (духовные стихи) до сих пор пишется через эту букву. Особенности этимологии и употребления таких слов, как ум, разум, мысль, дух, душа, психика и т. д., аналогичны приводимым в оригинале для латинского и английского языка. — Примеч. пер.
47
мы, когда речь идет о некой нематериальной сущности*.
Арабская передача. Возможно, наиболее важным шагом на пути возвращения науки в Европу явился курьезный исторический факт, заключающийся в том, что арабы передали назад европейцам их лее собственное научное наследие, созданное в Древней Греции и Риме, о существовании которого Европа, однако, практически ничего не знала. Новая арабская религия, ислам, хотя и насаждалась огнем и мечом, была вынуждена проявлять терпимость к культурному разнообразию завоеванных ею народов12. Она стремительно распространялась на Запад, дойдя через Северную Африку до Испании, а также продвигалась на Восток — в Индию и на территории, занимаемые ныне Пакистаном, достигнув своего апогея к 750 г.
В отличие от Европы, арабский мир никогда не испытывал длительных периодов нестабильности и обнищания. Вероятно, по этой причине арабы никогда не пытались бежать от физического мира, но, напротив, активно развивали торговлю и проявляли значительный интерес к науке и технике. Народы, принадлежавшие арабскому миру, открыли университеты в Багдаде, Бухаре, Каире, Кордове, Дамаске и Севилье. Как и римляне, они занимались преимущественно компиляциями и комментированием более ранних работ -- как правило, в спиритуалистическом и неоплатоническом духе, хотя им принадлежит и ряд собственных достижений. Наиболее крупные из них были сделаны в области математики (Аль-Хорезми, ум. ок. 850; Абул-Вафа (Abu-1-wafa) ум. 998; Ибн Джу-ну (Ibn Yunus), ум. 1009; Омар Хайям (Omar Khayyam), ум. 1124; Назир Аль-Дин (Nazir al-Din), ум. 1274); астрономии (Аль-Баттани (al-Battani)), хотя более была распространена астрология; химии (Разес (Rhazes), ум. 924), механики (Омар Хайям), оптики (Альгазен (al-Hazen), 965--1039; Камаль ад-Дин (Kamal ad-DIn), ум. 1320); географии (Аль-Хорезми; Аль-Балхи (al-Balkhi), ум. 934; Аль-Мусуди, ум. 957; Аль-Макдиси (al-Maqdisi), X в.), медицине (Разес; Али ибн Аббас, ум. 994; Ибн Сина/Авиценна, 980-1037; Ибн Зухр/Авеизоар (Ibn-Zuhr/Avenzoar), 1113— 1162; Ибн Хатима, ум. 1369; Масавайх Аль-Мардини (Masawaih al-Mardini), ум. 1015 и хирургии (Абул-Касым/Абулказис (Abu-1-Qasim./Abulcsis), ум. 1013). Арабы переняли у индусов систему счисления, которой мы пользуемся до сих пор; а введение нуля, столь важное для развития математики, возможно, принадлежит Аль-Хорезми. Из Китая или Египта ими была заимствована алхимия, явившаяся предшественницей химии.



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Столяренко Л.Д. Основы психологии
  • Смит Н. Современные системы психологии
  • Исаева Ольга Сергеевна. Учебное пособие «Дифференциальная психология»
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Каратьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций.
  • Столяренко A.M. Психология и педагогика
  • Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология
  • Еникеев М.И. Юридическая психология. Краткий учебный курс
  • Шаповаленко И.В. Возрастная психология
  • Андреева Г. М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на западе (теоретические направления)
  • Чистяков А.В. (Владимирский) МАТЕРИАЛЫ ПО КОHСТРУКТИВHОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология
  • Андреева Г.М. Социальная психология.
  • Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций
  • Носкова О.Г. Психология труда
  • Рамиль Гарифуллин. Интуиция и творчество: новые психологические подходы
  • Боронова Г.Х., Прусова Н.В. Психология труда. Конспект лекций
  • Джемс. Психология.
  • Спасенников В.В. Экономическая психология
  • Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум
  • Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы
  • Маклаков А.Г. Общая психология
  • Сосновского Б.А. Психология. Под редакцией
  • Гамезо М.В. Общая психология. Под редакцией
  • Карпова Л.В. Общая психология. Под редакцией
  • Богачкина Н.А. Психология. Шпаргалки
  • Никифорова Г.С. Психология здоровья. Под редакцией
  • Богуславский. Психология как наука.
  • Еникеев М.И. Общая и социальная психология
  • Мокшанцев Р.И., Мокшанцева А.В. Социальная психология
  • Петровский А.В. Общая психология
  • Дружинина В.Н., Ушакова Д.В. Когнитивная психология. Под редакцией
  • Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях
  • Пиаже Жан. Психология интеллекта.
  • Исаева Ольга Сергеевна. Связь психологии с другими научными дисциплинами
  • Рамиль Гарифуллин. Постмодернистская психология смысла. Введение в постмодернистскую(неклассическую) психологию.
  • Психология познавательных процессов. Вести. Харьк. ун-та, № 224
  • Мельникова Н.А. Социальная психология. Шпаргалки
  • Рамиль Гарифуллин. Несет ли личность ответственность за свои мысли?
  • Ю.М. Зенько. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития. - Ю. Зенько
  • Психология агрессии.
  • Андреева Г.М. Социальная психология
  • Степанов В.Е., Ступницкий В.П. Психология
  • Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. Пойми других, чтобы понять себя
  • Карвасарский Б. Д. Под редакцией - Клиническая психология
  • Тутушкиной М.К. Практическая психология. Под редакцией
  • Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология
  • Прусова Н.В., Боронова Г.Х. Психология труда. Шпаргалки
  • Шестопал Е.Б. Политическая психология
  • Годфруа. Что такое психология Ч.2
  • Узнадзе Д.Н. Общая психология



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь