psyoffice.ru » Структурные показатели: факультативные

Структурные показатели: факультативные

     1. Обращение со стимульным материалом.
     Три диагностические категории:
     1.1. Опускание деталей - игнорирование в рассказе существенных деталей изображения.
     Существенными деталями признаются любые человеческие фигуры, такие элементы как пистолет на картине 3 ВМ или ружье на картине 8 ВМ, третья рука на картине 18 ВМ (это наиболее типичные случаи). В других случаях психологу предстоит решать самому, является ли неупоминание той или иной детали диагностически значимым и, следовательно, заслуживающим занесения в таблицу.
     Соответствующая деталь не замечена обследуемым (перцептивная защита).
     Замечена, но не включена в сюжет (более тонкая защите по типу изоляции конфликтогенного элемента).
     Опускание значимых деталей свидетельствует о связанном с ними вытесненном аффекте, порождающем тревогу и стремление уйти от разговора об этих деталях. Более конкретная интерпретация зависит от содержательных аспектов всех рассказов в целом. В таблице указывается, какая конкретно деталь была опущена в рассказе.
     1.2. Перцептивные искажения, фиксируются, когда на месте одного обследуемый видит другое, например, путает пол персонажей, вместо пистолета видит нож или ножницы и т.п. Хотя для каждого изображения существует, по замыслу создателей теста, "правильная" версия по отношению к которой фиксируются искажения, тем не менее в некоторых случаях "искаженное" восприятие встречается статистически почти так же часто, как и "правильное", в силу этого мало значимо диагностически.
     Чем реже встречается то или иное искажение, тем оно более диагностически значимо.
     Некоторые наиболее часто встречающиеся искажения:
            мужчина вместо женщины (3 FG, 10),
            женщина вместо мужчины (3 ВМ),
            юноша вместо молодой женщины (12 FG),
         нож, ножницы вместо пистолета (3 ВМ),
         ребенок вместо куклы (7 FG),
         живая женщина на заднем плане вместо изображения (4).
     Перцептивные искажения можно рассматривать под двояким углом зрения:
     В свете того, что обследуемый не увидел (отражает более тонкую, по сравнению с опусканием деталей, диагностическую защиту),
     в свете того, что он увидел взамен (интерпретируется аналогично введению дополнительных деталей, т.е. как повышенный интерес к определенным группам людей или вещам).
     Диагностически значимым может быть либо первое, либо второе, либо и то и другое вместе. Перцептивные искажения также фиксируются в таблице называнием того, что вместо чего воспринято, и рассматриваются в общем контексте протокола в целом.
     1.3. Введение дополнительных деталей. Введении в рассказ персонажей, а также значимых деталей, отсутствующих на картине. Судить о степени значимости тех или иных введенных деталей — задача психолога. Указывает на особую значимость для обследуемого той темы, которую он разрабатывает. Дополнительные детали фиксируются в таблице путем их перечисления и также рассматриваются в контексте всей совокупности содержательных показателей.
     2. Уходы. Четыре варианта уходов:
        описательный,
        формальный,
        подменяющий, 
        разветвленный.
     3. Комментарии - замечания обследуемого по поводу самого рассказа по ходу его составления, не относящиеся к сюжету. Комментарии могут относиться к одной из четырех категорий:
     3.1. Оценочные - оценки, которые обследуемый от себя дает поведению персонажей, их характеру, происходящим в рассказе событиям. Пример: "Эта женщина имеет сильное влияние на своего мужа. Она уверена, что во всем разбирается лучше, чем ее муж. В этом ей удалось убедить даже его самого. Она, конечно, виновата, что так сложилась их жизнь, но и мужчина должен уметь постоять за себя. Такая семья не может быть счастлива и лучше будет, если они разойдутся" (6 FG).
     Частая встречаемость оценочных комментариев, особенно в сочетании с низкой степенью детализации - показатель высокой самооценки обследуемого, его уверенности в себе.
     3.2. Справочные - ссылки на общеизвестные истины, которые обследуемый использует для опоры, например: "С семи лет дети идут в школу", "В сорок первом году началась война", "После окончания специалист должен отработать три года по месту распределения" и т.п. Справочные комментарии в отличии от генерализации отражают действительно объективные факты.
    Низкая самооценка неуверенность — часто встречающиеся справочные комментарии, так же как и высокая степень детализации. В этом случае опора на детали изображения и на общеизвестные истины компенсирует недостаточную внутреннюю опору на собственные мнения и убеждения.
     3.3. Мемориальные - ссылки на собственный опыт ("с моим старшим братом была похожая история, и ему удалось из нее выпутаться").
     Мемориальные комментарии не обладают самостоятельной диагностической значимостью и указывают лишь на источники тех или иных сюжетов в рассказах ТАТ.
     3.4. Переуточнения - введение в ткань рассказа географических названий, имен, дат, указание точного времени и места действия, а также введение точных цифр ("В 8 утра раздался звонок". "Ему 32 года, ей 25". "Они встречались три года". "Между ними расстояние в 500 километров" и т.п.). В некоторых случаях подобные переуточнения имеют отчетливо демонстративный характер, отражают желание блеснуть эрудицией. Пример: "Это происходит на одной из нефтяных вышек в штате Оклахома. Время великого кризиса 30-х годов. Эти люди попали сюда различными путями, но привела их сюда безработица. Сейчас они прилегли отдохнуть. Человек, который лежит на спине, думает сейчас о своем безрадостном будущем. Работа тяжелая, получают они по тридцать долларов в месяц, и, хотя тогда доллар был ценнее, чем сейчас, все равно это очень мало. Он понимает, что рухнули его надежды на образование, на достойное место в жизни" (9ВМ). В соответствующей графе таблицы указывается, какой из видов комментариев встречается в данном рассказе.
     Переуточнения могут означать разное в зависимости от общего контекста других показателей:
          демонстративность обследуемого;
          как справочные комментарии, выступают в качестве опор для построения рассказа, компенсирующих внутреннюю неуверенность;
          при уместном и умеренном употреблении могут выступать атрибутом творческого подхода к заданию. Эта версия легко подтверждается или опровергается другими показателями.
          конкретность мышления, низкий уровень абстрагирования;
          злоупотребление цифрами — потребность структурировать, организовывать для себя окружающий мир, пространство, время и события, сосчитав их. В целом ряде случаев цифры могут иметь не осознаваемое самим обследуемым символическое значение, отражать какие-то реалии его жизни, хотя ему самому они могут показаться случайно пришедшими в голову.
     4. Обращение с сюжетом. К этой группе показателей относятся формально-структурные особенности построения сюжета. Для всех видов нарушений сюжета достаточно одной графы таблицы, в которой указывается вид нарушений с необходимыми уточнениями.
     Наиболее характерные виды нарушения построения сюжета:
     1. Сдвиг центра тяжести сюжета - фиксируется в том случае, когда рассказ строится не вокруг основной ситуации, изображенной на картине, а вокруг ее явно второстепенных или же введенных дополнительно деталей. Пример: два брата, шедших по улице, являются свидетелями уличной катастрофы: экипаж, управляемый пьяным возницей, сбил и искалечил человека, переходившего улицу. Пострадавший человек — отец пяти детей. Мать их умерла, простудившись во время работы на улице. Он не может работать. Не на кого оставить детей. Помощи ему никто не окажет. Дети попадут в приют, а отец их сопьется (7ВМ). На картине изображены лишь свидетели, которые никакого участия в дальнейшем развитии сюжета не принимают. Такого рода трансформации сюжета встречаются не часто и диагностически значимы, поскольку все, что не вытекает из самой картины, более существенно с точки зрения диагностической информации, чем то, что к ней привязано. Если, однако, такого рода трансформации встречаются сравнительно часто в одном протоколе, это заставляет предположить определенные нарушения в мыслительной сфере.
     2. Перенос в условность — восприятие и трактовка картины в целом или одной из ее частей не как жизненной ситуации, а как рисунка, кадра из кинофильма, сна, воспоминания, галлюцинации, игры актеров и т.п. Это позволяет обследуемому избежать необходимости затрагивать болезненные для него и вызывающие у него тревогу и напряжение темы путем выключения их из потока событий и приписывания их некоему автору или субъекту.
     Перенос в условность бывает полный или частичный.
     Полный перенос - все изображение в целом рассматривается как рисунок, кадр и т.п.. Здесь, однако, надо иметь в виду два обстоятельства.
     Во-первых, некоторые картины ТАТ несут на себе отчетливый отпечаток времени и/или места их создания, что проявляется в одежде и прическах персонажей. Этим, в частности, выделяются картины 6FG, 9ВМ, отчасти 4 и 5. Они чаще, чем другие, описываются как кадры из американского кинофильма, и это само по себе может не иметь диагностического значения.
     Во-вторых, формулировка "это похоже на кадр из кинофильма" еще не является переносом в условность. Перенос фиксируется, когда обследуемый утверждает, что вся ситуация и есть кадр.
     Частичный переносе в условность изображение как бы разбивается на два плана, один из которых трактуется как реальные события, а второй содержит либо изображение, либо мечты и воспоминания персонажей, действующих на первом плане. Примеры: все изображение, кроме девушки на первом плане, является картиной, висящей на стене в музее (2); на втором плане — плакат с изображением девушки (4); на заднем плане — сцена, отражающая либо воспоминания, либо мечты о будущем юноши на переднем плане (8ВМ); женщина на заднем плане — воспоминания женщины на переднем плане о своей молодости (9FG).
Частичный перенос в условность имеет место либо при затруднениях интеллектуального характера при попытке объединить в одном рассказе все части картины, либо под влиянием психологических защит, препятствующих их объединению в рамках одной ситуации, которая в этом случае вызвала бы у обследуемого тревогу и напряжение.
Другие нарушения обращения с сюжетом:
• объединение нескольких рассказов в один многосерийный сюжет;
• гипертрофия одной из частей рассказа (прошлое, будущее, мысли и др.) в ущерб остальным частям;
• опускание каких-то частей даже после напоминаний, предусмотренных инструкцией;
• нарушение логики изложения;
• сведение рассказа к описанию (см. уходы);
• сведение рассказа к эгоцентрическому комментарию изображенного.
     5. Особенности речи.
     Эта группа включает в себя три категории:
     1. Особенности лексики. Сюда относятся все обращающие на себя внимание слова и выражения. В их число входят:
          неологизмы,
          аграмматизмы,
          особенности стиля, в том числе смешение стилей и изменение стиля речи на протяжении обследования,
          неоконченные фразы,
          слова-паразиты,
          профессиональные и другие жаргонизмы,
          иностранные слова,
          уменьшительные суффиксы и др.
     Эти показатели могут дать дополнительную информацию об особенностях мышления, творческих способностях, защитных тенденциях, склонности к демонстративности, степени сознательного контроля и т.п.
     2. Речевые штампы и цитаты. Факт их использования расценивается как сниженная энергия мышления, склонность к экономии интеллектуальных ресурсов за счет использования готовых формул. Например, вместо описания человека говорится "джеклондоновский тип" или "хемингуэевский" тип. Сюда же относится частое употребление пословиц, поговорок, присловий. Обилие штампов и цитат может также свидетельствовать о затруднении межличностных контактов.
     Интерпретация использования штампов зависит отчасти от их конкретной разновидности.
     Канцелярские штампы говорят о неуверенности в себе, педантичности, ригидности, в какой-то мере о конформности.
     Газетные штампы конформность в общественно-политической сфере
     Разговорные штампы конформность в межличностных отношениях.
     Литературные штампы, а также употребление имен художников, композиторов, отчасти писателей является в первую очередь признаком демонстративности, желания показать свою культурность. Если литературные штампы используются в небольших количествах, уместно и органично, то это является показателем реального культурного уровня, культурных навыков обследуемого.
     Оговорки как исправленные самим обследуемым, так и не исправленные. Их интерпретация следует традиционным психоаналитическим канонам.
     Паузы учитываются в тех случаях, когда они заметно выделяются по своей продолжительности, что свидетельствует о затруднениях, которые вызывает у обследуемого тот или иной поворот сюжета.
     Все особенности речи заносятся в таблицу в виде конкретных формулировок. Для пауз и оговорок указывается также их точное место в тексте.
 
 
Процедура обследования
Обработка и интерпретация результатов
 





Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







Locations of visitors to this page



      <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь