psyoffice.ru » Общение психолога с обследуемым.

Общение психолога с обследуемым.

     Активность психолога в случае нормально протекающего обследования должна быть минимальной.
     Существуют, однако, четыре класса ситуаций, возникающих при нормальном ходе обследования, когда от психолога требуется активность, выходящая за пределы предъявления инструкций и общего поддержания контакта и дружественной атмосферы. Это:
     1) вопросы обследуемого;
     Вопросы, ответы на которые нельзя отложить на потом, следует придерживаться общего принципа сохранения максимума неопределенности. В конкретных случаях следует в ответе перечислять все возможные альтернативы.
     Примеры:
     Вопрос: Что здесь изображено?
     Ответ: Что Вам нужно для рассказа, то и используйте.
     В.: Не пойму, это мужчина или женщина?
     О.: Как Вам удобнее, если кажется, что мужчина, то пусть будет мужчина, если кажется, что женщина, пусть будет женщина.
     В.: Что это у него?
     О.: Что Вам нужно для рассказа, то пусть и будет.
     В.: Достаточно я рассказал? Хватит или еще?
     О.: Если Вам кажется, что достаточно, то все, а если хотите еще что-то сказать, то скажите.
     В.: Интересные у меня рассказы?
     О.: Всякие бывают, и интересные, и неинтересные.
     В.: А такой рассказ кто-нибудь раньше рассказывал?
     О.: Не помню, всякие рассказывали.
     2) необходимость повлиять на темп рассказа;
     Делать какие-либо пропуски крайне нежелательно, как нежелательно и останавливать обследуемого по ходу рассказа, чтобы записать сказанное. С просьбой говорить помедленнее можно обратиться лишь в перерыве между рассказами, причем нет гарантии, что обследуемому удастся произвольно изменить свой естественный темп.
     Рекомендуется прием проговаривания вслух только что сказанной фразы, которую психолог не успевает записать.
     Пример:
     Обследуемый: "И они побежали, чтобы успеть добежать туда первыми."
     Психолог, медленно диктуя сам себе: "Значит и они побежали, чтобы успеть добежать туда первыми..."
     Обследуемый: "Да, побежали, чтобы успеть добежать первыми..."
     За счет этого приема психолог получает выигрыш во времени, успевая записать сказанное, и одновременно ненавязчиво замедляет темп речи обследуемого, который, в свою очередь, не сбивается с мысли. Это позволяет также определить, является ли для обследуемого более сильным его внутренний нажим или внешний социальный запрос.
     Возможна, хотя менее типична, и обратная ситуация: обследуемый задумывается очень надолго и возникает необходимость как-то его стимулировать.
     Это можно сделать одной из следующих реплик: "Итак?", "О чем Вы думаете?", "Вы думаете, что сказать или как сказать?". Психолог, однако, не должен проявлять нетерпения. Этим репликам должно предшествовать длительное выжидание и сами они должны носить характер ненавязчивой помощи, а не подстегивания.
     3) необходимость эмоционально подкрепить, приободрить обследуемого;
     Робких, зажатых, напряженных следует хвалить и ободрять как можно чаще, под любым предлогом, по крайней мере вначале, пока они не втянутся в работу. Остальных не следует хвалить слишком часто, оценки должны быть редкими и сдержанными, разумеется, только положительными.
     4) необходимость уточнить какие-то детали рассказа.
     Опрос следует проводить лишь после завершения всех рассказов, иначе предсознательный материал, всплывающий в ходе опроса, будет влиять на последующие рассказы.
Выделяют три рода неясностей, требующих уточнения:
      Перцептивные ошибки или неясности.
     Имеют место при искаженном или неуверенном восприятии обследуемым тех или иных деталей картины. Если у психолога возникают сомнения в том, что именно обследуемый видит на картине, необходимо после завершения рассказа это уточнить. Об этом могут свидетельствовать разные признаки.
     Например:
     1) использование местоимения "они" применительно к одному человеку;
     2) обследуемый затрудняется в определении пола.
     3) неупоминание каких-либо изображенных на картине персонажей или значимых деталей (например, ружья на картине 8ВМ). Возможны два объяснения: либо обследуемый не увидел фигуру или деталь, либо увидел, но не включил в рассказ.
     Следует показать на неназванную деталь или фигуру и спросить:
     "А это что?" Следующий вопрос: "А это как-то связано с тем, что Вы сейчас рассказали, или не связано?"
Интерпретация перцептивной ошибки или, соответственно, невключения детали в рассказ, зависит от общего контекста, от содержания всех 20 рассказов.
     Речевые ошибки и неясности
     Проявляются в оговорках.
     Если психолог заметил оговорку, он должен сразу же попросить обследуемого повторить, сделав вид, что не расслышал.
     Если при повторе оговорка исправляется, значит мы имеем дело с временной невротической недостаточностью,
     Если при повторе оговорка не исправляется, то это может свидетельствовать о нарушении восприятия либо быть признаком утраты смысла понятия, т.е. психотической дезадаптации.
     Смысловые неясности:
        утрата логической последовательности сюжета;
        введение дополнительных персонажей, не обусловленных картиной;
       несогласованность между собой частей рассказа;
       и некоторые другие, имеющие патологическое объяснение.
     Несогласованность сюжета говорит о выраженном психозе; попытки выяснить причины рассогласований приводят в этом случае лишь к нагромождению новых рассогласований.
     В случае уточнения противоречия между различными фразами обследуемый может:
          отказаться от одной из них ("Я передумал... Так правильней");
          отрицать сказанное им ранее;
          утверждать, что он говорил то, что на самом деле сказано не было. Это позволяет заподозрить серьезную патологию, тогда как в первом случае причина противоречия не оказывается связанной с какими-либо нарушениями.
     Логическая несвязанность частей рассказа может вытекать либо из:
          разорванности мышления;
          простой неточности формулировки;
          из того, что обследуемый думал, что произнес связующие слова, хотя на самом деле не сказал их.
     Мелкие неясности, наличие которых не дает повода заподозрить клиническую патологию, однако требует уточняющих вопросов:
     Использование неопределенных местоимений и наречий: где-то, когда-то, зачем-то, кого-то и т.д. В этом случае необходимо адресовать уточняющий вопрос, отбросив частицу "-то" по следующему образу: "Вот Вы сказали, что он стоит и кого-то ждет. А кого?", "Вот Вы сказали, что она о чем-то сожалеет. А о чем?". Вопросы должны лишь уточнять использованные обследуемым неопределенные местоимения и наречия. Если, например, было сказано, что человек где-то напился, то нельзя спрашивать "с кем?" и, наоборот, если было сказано "с кем-то", то нельзя спрашивать "где?". Общий принцип заключается в том, что нельзя использовать другие содержательные слова кроме тех, которые говорил сам обследуемый.
     Обследуемый высказывает многозначные фразы, за которыми может скрываться самое разнообразное содержание, не раскрывая того, что именно за этим стоит — или по небрежности, или с целью поменьше проявить свои реальные проблемы. В этом случае рекомендуется следующая форма уточнения:
     "Вот Вы сказали, что он сидит огорченный, обдумывает свое прошлое. Как это себе представить? Я не совсем понимаю. Поясните, пожалуйста".
     Категорически следует избегать собственных версий, интерпретаций, даже отдельных слов, которые бы могли направить мысли обследуемого в то или иное русло.
     Суггестивный же директивный характер опроса сводит на нет все результаты обследования.
     Поведение психолога во всех этих ситуациях четко регламентировано. Какая-либо иная активность психолога крайне нежелательна, например, недопустимо вступать с обследуемым в какие-либо дискуссии.
 
Процедура обследования
Обработка и интерпретация результатов
 





Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







Locations of visitors to this page



      <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь