psyoffice.ru » Содержательные показатели: обязательные

Содержательные показатели: обязательные

     1. Тема или сфера — область жизнедеятельности, сторона отношений с миром, которая отражается в рассказе.
     1.1. Личная тема — действия и переживания персонажа, связанные с его личной позицией в жизни, отношением к себе, определением собственных возможностей, перспективами будущего.
     1.2. Интимная тема — отношения между влюбленными или между супругами, любовные отношения любого рода, не включающие сексуальных отношений и сексуальных переживаний, которые выделены в отдельную тему.
     1.3. Сексуальная тема — описание либо сексуальных отношений, либо сексуальных переживаний кого-то из персонажей. Сексуальная тема, как правило, сочетается с интимной у людей с гармоничной психикой, и, наоборот, несочетание этих двух тем, их разброс по разным рассказам является признаком душевного неблагополучия.
     1.4. Семейная тема — отношения между детьми и родителями, а также между другими родственниками в контексте семейных отношений. Основанием для констатации семейной темы является не приписывание персонажам семейных ролей, например, мать и дочь (этого недостаточно), а происходящее между ними, которое может относиться либо к семейной сфере либо к какой-то иной области отношений.
     1.5. Профессиональная тема — отношения между коллегами, соучениками по поводу работы или учебы, отношение персонажей к труду или учебе. Здесь также недостаточно называние служебного статуса персонажей, важно само содержание описываемых событий.
     1.6. Социальная тема — отношения между людьми, не сводящиеся к пяти предыдущим темам. Сюда, в частности, входят случайные контакты между людьми в общественных местах, проблематика материальной обеспеченности, бедности и богатства, отношение к властям и социальным институтам. Последнее иногда выделяется в отдельную общественно-политическую тему; но мы не считаем нужным это делать.
     1.7. Фантастическая тема — далекие от реальной жизни сказки, приключения, научно-фантастические сюжеты.
     1.8. Абстрактно-философская тема — общие моральные, этические и философские рассуждения, не связанные с конкретными ситуациями. Встречаются, как правило, либо у профессионалов-гуманитариев, либо в патологических случаях.
     1.9. Религиозно-мистическая тема — проблема религии, веры, а также сверхъестественного в жизни людей, введение в рассказ духов, нечистой силы и т.п
     Как правило, в одном рассказе присутствует от одной до трех тем, редко четыре. Следует выписывать их все в соответствующие графы таблицы, в порядке убывания значимости, выраженности в рассказе. Приведенный перечень тем является необходимым и достаточным. Следует, однако, быть внимательным при определении тем, ориентироваться не на их название, а на приведенные выше критерии. В противном случае легко спутать, как это иногда бывает, семейную тему с интимной, интимную с сексуальной, социальную с профессиональной.
     2. Герой или идентификация.
     В соответствующей графе таблицы указывается:
     во-первых, с кем из персонажей рассказа идентифицируется или солидаризируется рассказчик.
     во-вторых, указываются особенности этой идентификации, если они имеются.
     Для определения героя рассказа — персонажа, с которым идентифицируется обследуемый, предлагаются следующие критерии:
     1. Персонаж, наиболее интересующий рассказчика, чья точка зрения им принимается, чьи чувства и мотивы изображаются наиболее интимно.
     2. Персонаж, как правило, подобный рассказчику по полу, возрасту, социальному статусу, разделяющий его цели.
     3. Как правило, он входит в число лиц, изображенных на картине, хотя встречается и идентификация с дополнительно введенным персонажем.
     4. Этот персонаж играет ведущую роль в сюжете, появляясь с самого начала и принимая наиболее существенное участие во всех перипетиях сюжета.
     А.Дэвидс и Д.Розенблатт пользовались в своем удачном исследовании синдрома отчуждения следующими критериями:
          а) это первый появляющийся в рассказе персонаж;
          б) он выполняет основные действия;
          в) его чувства описываются наиболее полно;
          г) к нему относится концовка рассказа.
          М.З.Дукаревич отмечает, что точнее всего определить персонаж, выступающий объектом идентификации, можно "от противного". Им следует признать персонаж, о действиях и переживаниях которого рассказчик сообщает то, что не может быть известно стороннему наблюдателю - не может быть выведено из внешне наблюдаемых проявлений.
Формальным признаком идентификации выступает использование прямой речи, хотя у некоторых творческих рассказчиков прямой речью говорят все или многие персонажи.
     Несколько возможных затруднений в определении идентификации:
          1. Идентификация может по ходу рассказа смещаться с одного персонажа на другого.
          2. Две конфликтующие тенденции личности обследуемого могут приписываться двум разным персонажам. Таким образом, внутренний конфликт предстает в рассказе в форме внешнего, а идентификация, соответственно, распределяется между двумя персонажами.
          3. Один из персонажей рассказа может рассказать свою историю, в которой действуют другие персонажи. В этом случае отдельно рассматривается основной ("внешний") рассказ, и отдельно "внутренний", в каждом из которых выделяется свой герой.
          4. Идентификация обследуемого с персонажами противоположного пола. Это не обязательно указывает на гомосексуальные тенденции, хотя такое не исключено. Чаще, это свидетельствует о наличии черт характера, типичных для противоположного пола, у мужчин — эмоциональности, демонстративности; у женщин — решительности, агрессивности.
          5. Устойчивая тенденция идентифицироваться с персонажами более молодого или старшего возраста является одним из показателей психологического возраста обследуемого.
          6. Идентификация с неодушевленными предметами, которая может свидетельствовать об инфантильности, размытости границ реального и ирреального, либо характеризовать творческую личность.
          7. Идентификация с ситуацией, например, с опасностью, как защитная реакция на опасную ситуацию. В жизни, например, это случается, когда став вместе с другими жертвой нападения, человек кричит "Бей их еще" с подтекстом "не троньте меня, я хороший, я с вами", причем эта реакция не является сознательной. Идентификация с ситуацией может встречаться и в рассказах ТАТ. (Идентификация с агрессором).
          8. Позиция наблюдателя, автора, творца своих персонажей, не идентифицируясь ни с одним из них.
          9. Феномен антиидентификации. Рассказчик создает антигероя, приписывая ему максимум негативных черт, неприемлемых для него самого. В этом случае, однако, антигерой нередко становится обладателем и некоторых черт, присущих самому обследуемому, но которые он в себе не принимает, отвергает, вытесняет.
          10. Неполная идентификация, принимает форму солидаризации. В этом случае обследуемый не отождествляет себя с персонажем, но более или менее отчетливо разделяет какие-то его установки, ценности и взгляды, а в других отношениях, напротив, с ним размежевывается.
Все указанные особенности идентификации там, где они есть, должны быть отмечены в таблице.
     3. Потребности. Потребность, по Мюррею, "может выражаться субъективно как импульс, желание или намерение или объективно как тенденция внешнего поведения.
     Потребности могут сливаться - одно действие может одновременно удовлетворять две или большее количество потребностей.
     Потребность может функционировать как инструментальная сила, содействующая удовлетворению другой, доминирующей потребности.
     Система количественной оценки выраженности каждой из потребностей, в каждом рассказе по пятибалльной шкале, довольно громоздка. Удобнее ограничиться констатацией наличия или отсутствия в рассказе признаков той или иной потребности.
Список Мюррея включает 20 основных потребностей.
     В таблице диагностических показателей следует указать все потребности, признаки которых присутствуют в рассказе, начиная с наиболее выраженных потребностей главного героя (если он есть) и кончая наименее выраженными потребностями второстепенных персонажей.
     В одном рассказе редко проявляется больше 3—4 потребностей.
     Суммарный подсчет частоты встречаемости каждой из потребностей во всех 20 рассказах позволяет дать характеристику потребностно-мотивационной сферы обследуемого.
Таблица 2 Перечень потребностей по Murray, 1938 
Название Усл. обознач. Русское название Пояснение
1 Abasement nAba Уничижение Уступать, принимать наказание, извиняться, каяться, унижаться. Мазохизм.
2 Achievement nAch Достижение Преодолевать обстоятельства, проявлять свою силу и возможности, делать что-то трудное максимально хорошо и быстро.
3 Affiliation nAff Аффилиация Поиск дружеских связей, общения с другими, социальная кооперация, любовь, присоединение к группе.
4 Aggression nAgg Агрессия Нанести кому-либо вред или оскорбление. Убить, унизить, нанести ущерб, обвинить, высмеять кого-либо. Суровое наказание, садизм.
5 Autonomy nAuto Автономия Сопротивляться влиянию или принуждению. Ниспровергать авторитет, искать свободу в новом месте, стремиться к независимости.
6 Counteraction nCnt Преодоление трудностей Преодолевать неудачи и поражения новыми усилиями. Выбирать самые трудные задачи. Отстаивать делом свою честь и гордость.
7 Deference nDef Повиновение Почитать высший авторитет, добровольно подчиняться ему. Помогать лидеру, с радостью служить ему.
8 Defendance nDfd Самооправдание Защищаться от обвинений и уничижения, оправдывать свои действия. Давать объяснения. Сопротивляться проверкам.
9 Dominance nDom Доминирование Влиять на других, управлять ими. Убеждать, запрещать, диктовать. Руководить. Ограничивать. Организовывать поведение группы.
10 Exhibition nExh Демонстративность Привлекать к себе внимание, удивлять, восхищать, пугать, шокировать.
11 Harmavoidance nHarm Избегание опасности Уклонение от угрозы извне, опасности, в борьбе с враждебными силами окружения.
12 Infavoidance nlnf Избегание неудачи Избегание неудачи, стыда, унижения, выставления себя в смешном положении. Отказ браться за то, что за пределами возможностей.
13 Nurturance nNur Опека Опекать, помогать, защищать беспомощных. Выражать симпатию. Нянчить ребенка.
14 Order nOrd Порядок Организовывать, упорядочивать, содержать в порядке и чистоте, быть точным и пунктуальным.
15 Play nPlay Игра Отдыхать, развлекаться, забавляться, искать разнообразия, играть в игры, шутить, смеяться, радоваться. Избегать серьезных проблем.
16 Rejection nRej Отвержение Игнорировать кого-то, отвергать, смотреть свысока, дистанцироваться. Дискриминация.
17 Sentience nSen Чувственность Чувственные удовольствия разного рода.
18 Sex nSex Секс Сексуальные отношения между полами, сексуальное удовлетворение.
19 Succorance nSuc Поиск помощи Поиск помощи, поддержки или симпатии. Просьба о подмоге, снисхождении. Зависимость, привязанность к опекающему родителю.
20  Understanding  nUnd  Понимание  Рациональные суждения, сбор информации, построение картины событий.
      Выделяют по меньшей мере три варианта соотношений между проявлениями потребностей в фантазии и в поведении:
     1) сильное проявление в фантазии и слабое в поведении (агрессия, автономия, секс);
     2) слабое проявление в фантазии и сильное в поведении (порядок, самооправдание);
     3) сильное проявление и в фантазии, и в поведении (достижение, доминирование, аффилиация).
     Результаты двух экспериментов, давших противоположные результаты. В обоих у испытуемых-мужчин актуализировали сексуальную потребность путем предъявления изображений обнаженных женщин. В одном случае было получено снижение числа сексуальных сюжетов в продукции воображения, а в другом случае их увеличение. Беллак объясняет это тем, что в первом случае испытуемые принадлежали к обеспеченным слоям общества, более подверженным тормозящему воздействию социальных контролей, а во втором — к низшим слоям, более раскованным в плане проявления сексуальной потребности.
     4. Цели. Группа диагностических показателей, характеризующих цели героя и других персонажей. В отличие от подавляющего большинства других обязательных диагностических показателей, все или часть показателей, относящихся к рубрике целей, могут отсутствовать в конкретных протоколах. В отличие от категории потребностей, категория целей относится к сознательным устремлениям действующих лиц и не ограничивается заданным перечнем.
          1. Содержание целей. В эту графу записывается (своими словами) конкретное содержание целей, которые преследует герой или другой персонаж (их редко бывает больше двух).
       2. Степень реалистичности целей. Цели могут находиться в соответствии с возможностями персонажа и ситуацией, в которой он находится, или быть нереалистичными, не опирающимися на реальные возможности.
       Например, если мальчик со скрипкой (1), которого родители заставляют учиться музыке, хочет пойти во двор поиграть в футбол, то эта цель может быть расценена как реалистичная. Если он думает о том, что когда вырастет, станет футболистом, то это цель средней степени реалистичности. Если же он мечтает о том, что станет чемпионом мира по футболу, забив решающий гол в финале, то реалистичность этой цели следует оценить как низкую.
В соответствующей графе таблицы сокращенно помечается степень реалистичности:
          высокая (в),
          средняя (с),
          или низкая (н).
       3. Степень разработанности целей.
     Реалистичные цели могут быть слабо разработанными, а нереалистичные могут быть разработаны весьма детально; эти два параметра друг от друга не зависят.
     Пример реалистичной, но не разработанной цели: герой чувствует голод и думает: поесть бы чего-нибудь.
     Пример нереалистичной, но разработанной цели: мальчик со скрипкой мечтает о том, как станет футболистом, попадет в сборную и поедет на чемпионат мира. И вот финальная встреча со сборной ФРГ, они проигрывают со счетом 1:2, и вот на последней минуте он получает пас из своей штрафной площади, обходит двух защитников и сильным неожиданным ударом с 15 метров забивает красивый гол в верхний угол ворот. Счет ничейный, назначают дополнительное время, в которое он забивает с углового еще один гол. Команда получает кубок, прибегают фотографы, корреспонденты, берут у него интервью, фотографируют его с кубком в руках и т.д.
    Степень разработанности оценивается в тех же категориях, что и степень реалистичности:
        высокая (в),
        средняя (с),
        или низкая (н).
       4. Временная локализация целей.
    Временная дистанция, на которую герой отодвигает свои цели, указывается в этой графе таблицы.
          5. Средства достижения целей.
     Указываются в обобщенном виде своими словами в соответствующей графе таблицы.
     Например, это могут быть свои усилия, помощь других, работа над собой, манипуляция другими, пассивное ожидание, пока ситуация сама собой разрешится, и т.п.
     5. Преграды.
     Эта категория отчасти близка к понятию прессов или сил, действующих на героев, которое было введено Мюрреем. Мюррей классифицировал прессы в соответствии с действием, которое они оказывают на героя.
     В. Э. Реньге говорит о внешних силах, действующих на персонажей, лишь там, где у них отсутствуют самостоятельные цели.
     Категория преграды, которую мы используем, опирается на понятие внутренней преграды, введенное В. В. Столиным (1983) в контексте исследования природы конфликтных смыслов, а также на представления о преградной функции смысловой установки (Леонтьев, 1996).
     Преграды - факторы, препятствующие или как-либо иначе влияющие на достижение персонажем своих целей либо вызывающие у него определенные реакции или переживания.
     Рубрика "преграды" включает в себя три графы, соответствующие трем видам преград:
      внешним активным — это силы, действующие на героя вне зависимости от его действий и часто неожиданным образом.
      внешним пассивным — это силы, которые необходимо преодолевать, но если не учитывать целей и потребностей героя, то эти преграды сами по себе ему не досаждают.
     Отличие внешней активной преграды от пассивной можно уподобить различию между автомобилем, который на вас идет, и стеной, через которую вам надо перелезть. В последнем случае преграду надо преодолевать лишь постольку, поскольку вам нужно что-то, расположенное за ней. В борьбе с этой преградой можно сделать паузу, осмотреться, подумать. Напротив, активная преграда держит вас в постоянном напряжении, заставляя немедленно действовать, предпринять усилия, чтобы с ней справиться. Один и тот же фактор при этом может выступать в зависимости от контекста либо как активная, либо как пассивная преграда. Например, если на героя рассказа, который идет по лесу, напал медведь, и этот персонаж спасается от него бегством, то ему приписывается потребность избегания опасности, а медведь расценивается как внешняя активная преграда. Если же герой пробирается через лес, чтобы уйти к партизанам, и, зная, что поблизости медведь, старается с ним не встретиться, то ведущая потребность будет иной (автономия, социальность, оказание помощи), а медведь будет по отношению к этим потребностям выступать как пассивная внешняя преграда.
      внутренним - представляющим собой личностные особенности персонажей, препятствующие или как-либо влияющие на реализацию его потребностей. К ним могут относиться другие, конфликтующие потребности и ценности, совесть, какие-то личностные качества, незнание, неумение, неспособность сделать необходимое и т.п. В три графы рубрики "преграды" записывается, что именно выступает в качестве преград всех трех типов, если они имеются в данном рассказе.
     6. Конфликты.
     Структура которых эксплицирована в рассказах, то есть прямо или косвенно указано, между чем и чем имеет место конфликт (это и записывается в соответствующих графах таблицы).
     Если же говорится о тяжелом душевном состоянии кого-то из персонажей, о его тяжелой эмоциональной реакции на что-то, однако сам конфликт, породивший эту реакцию, это состояние, в рассказе не представлен, то диагностические показатели группы "конфликты" не фиксируются.
     Конфликт — это всегда объективное столкновение каких-либо устремлений персонажа либо с окружающим его миром, людьми, либо с внутренними преградами;
     Встречаются также конфликты между абстрактными идеями и понятиями (см. ниже). В одном рассказе может быть несколько конфликтов одного или разных типов, а может и не быть вообще, хотя последнее встречается сравнительно редко, ибо конфликт — движущая сила любого сюжета.
     Все конфликты рассматриваются по отдельности в порядке их возникновения. К этой рубрике относится три показателя:
     1. Содержание конфликта. В эту группу записывается своими словами, между чем  имеется конфликт. Удобнее записывать содержание конфликта не в понятиях "потребность-преграда", а в житейских понятиях. По своему содержанию конфликты широко варьируют — от банальных любовных треугольников до редко, но все же встречающихся гамлетовских внутренних конфликтов "быть или не быть".
     2. Тип конфликта. Конфликты подразделяются на внешние, внутренние и так называемые конфликты общего типа.
       Внешние конфликты — это конфликты между потребностями и целями какого-либо персонажа, с одной стороны, и внешними преградами — внешними обстоятельствами или интересами других персонажей, с другой.
          Внутренние конфликты — это конфликты между потребностями и целями персонажа, с одной стороны, и его внутренними преградами, с другой.
     Можно привести в качестве примера довольно типичные конфликты:
          между правами и обязанностями,
          желанием и делом,
          потребностями и возможностями их удовлетворения,
          между характером (привычными формами поведения) и личностью (смыслами и ценностями) и т.п.
     Конфликт общего типа (М.З.Дукаревич). Это конфликт между абстрактными понятиями (добро и зло, красота и уродство, жизнь и смерть), который иллюстрируется конкретным сюжетом или же остается на уровне общих рассуждений. Этот тип конфликта отмечается лишь там, где обследуемый сам сформулировал это глобальное противоречие. Этот тип конфликта встречается обычно у людей, чья профессия связана с оперированием общими понятиями (философы, психологи, литературоведы), и в ряде случаев патологии, связанных с нарушением ориентировки в реальности.
     В этой графе для каждого из содержательно выделенных конфликтов указывается тип, к которому он относится.
Встречается ситуация, когда один конфликт является причиной другого, в частности, внешний конфликт порождает вторичный внутренний конфликт или наоборот. В этом случае каждый конфликт анализируется отдельно, но причинные связи указываются стрелочками в этой или предыдущей графе таблицы.
     3. Локализация конфликта во времени. Конфликт, вне зависимости от его типа, может быть локализован в прошлом, настоящем или будущем. Он также может переходить из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее или из прошлого через настоящее в будущее, иногда встречаются вневременные конфликты (как правило общего типа). Для каждого конфликта в этой графе указывается соответствующий вариант временной локализации.
     Система количественной обработки показателей, относящихся к конфликтам. (М. З. Дукаревич)
     Количество конфликтов, локализованных в прошлом, настоящем и будущем считается отдельно.
       Количество конфликтов в настоящем - актуальный уровень конфликтности обследуемого.
       Количество конфликтов в прошлом - мера конфликтогенности его прошлого опыта.
       Количество конфликтов в будущем - степень его оптимизма, фон настроения.
     Общее количество конфликтов во всех рассказах и количество рассказов, содержащих конфликты.
     Конфликты более или менее равномерно распределены по всем рассказам - конфликтная структура личности обследуемого в целом.
     Конфликты концентрируются в отдельных рассказах - говорит скорее о неблагополучии в определенных сферах при невысокой в целом конфликтности.
     Количество внешних конфликтов соответствует конфликтному поведению обследуемого в отношениях со своим окружением вообще или в отдельных сферах отношений.
     Количество внутренних конфликтов отражает внутреннюю напряженность, дисгармоничность личности обследуемого.      Большое их количество позволяет предположить невроз, хотя встречается и склонность к сознательному акцентированию альтернативных возможностей в разных ситуациях, не порождающему внутреннего напряжения.
     Частота появления взаимосвязанных внешних и внутренних конфликтов и направление причинных связей говорит о том, в какой мере поведение обследуемого зависит от его душевного состояния и, наоборот, в какой мере на его душевное состояние влияют его жизненные обстоятельства.
     7. Позиция героя.
     Выделяли четыре типа позиции:
       • действенную,
          агрессивную,
          пассивную,
          страдательную.
     Речь идет об общем отношении к происходящим событиям и к их разрешению, следствием которого являются его конкретные действия или, напротив, бездействие.
     Активность позиции не связана напрямую с поведенческой активностью персонажа, который может занимать активную позицию, ничего не делая (например, сопротивляясь попыткам склонить его к каким-то действиям) или, напротив, совершать множество стереотипных или конформных действий, будучи при этом психологически пассивным.
     Категория позиции характеризует тем самым позицию именно внутреннюю, психологическую.
Были введены два ведущих параметра, описывающих это отношение: осознанность и активность жизненной позиции (Леонтьев, 1997).
     Осознанность характеризует степень рефлексивного выделения себя личностью из потока своей жизни, осознания несовпадения своего "Я" и объективно разворачивающегося жизненного процесса; отсутствие осознанности характеризует людей, для которых их "Я" слито, неотделимо от того, что с ними реально происходит.
     Активность жизненной позиции в нашем понимании характеризует способность личности управлять событиями своей жизни, активно в них вмешиваться. Личность с пассивной позицией не в состоянии воздействовать на свою собственную жизнь, она плывет по течению, подчиняясь потоку событий. Хотя оба параметра жизненной позиции в какой-то мере коррелируют, они все же достаточно независимы друг от друга.
     Попарные сочетания осознанности и активности жизненной позиции дают четыре идеальных типа.
          1. Действенная позиция характеризуется осознанностью и активностью; такой человек осознает течение своей жизни, способен стать по отношению к ней в активную позицию и управлять ею.
          2. Импульсивная позиция характеризуется активностью и отсутствием осознанности; такой человек стремится управлять своей жизнью, не будучи в состоянии ее хорошо осмыслить, управление им своей жизнью принимает характер хаотичных, импульсивных решений и изменений, не связанных единой логикой и жизненной целью.
          3. Созерцательная позиция характеризуется осознанностью и отсутствием активности; осознавая события своей жизни как нечто отдельное от своего "Я", такой человек, однако, не в состоянии на них воздействовать по причине либо убежденности в невозможности это сделать (внешний локус контроля), либо невротической неуверенности в себе, своих силах и возможностях.
          4. Страдательная позиция — это отсутствие осознанности и активности по отношению к своей жизни, полное пассивное подчинение обстоятельствам, принятие всего, что происходит, как неизбежного и неконтролируемого.
     Если позицию удается идентифицировать у двух персонажей и более, то оба типа позиции, если они разные, записываются через запятую в соответствующей графе таблицы; если два персонажа проявляют одинаковую позицию, она записывается только один раз.
     Когда позиция персонажа меняется по ходу рассказа - это изменение записывается через стрелку (стр. → имп.).
     Подсчет показателей осознанности и активности жизненной позиции обследуемого.
     Показатели осознанности - суммарное количество действенных и созерцательных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена.
     Показатели активности - суммарное количество действенных и импульсивных позиций, деленное на число рассказов, в которых позиция героя определена.
     В некоторых рассказах позицию героя, возможно, идентифицировать не удастся.
     Интересно также посмотреть зависимость преобладающих типов позиции от темы.
     8. Исход конфликта.
     В эту графу заносится исход каждого из выделенных в рассказе конфликтов.
     Конфликт может быть:
         успешно разрешен,
          исчезнуть сам собой в связи с изменением ситуации,
         может быть найдено временное, компромиссное решение, снижающее остроту конфликта, но не устраняющее его,
          конфликт может так, и остаться неразрешенным или же может возникнуть лишь перспектива его разрешения,
          разрешение конфликта может быть окончательным или лишь относительным,
          разрешение конфликта может иметь место лишь в мыслях персонажа.
     Характер исхода заносится в таблицу.
     9. Исход рассказа.
     Эта категория не совпадает с исходим конфликта, поскольку:
          во-первых, конфликт может разрешиться, но рассказ еще будет продолжаться,
          во-вторых, рассказ может окончиться, а конфликт остаться неразрешенным, и,
          в третьих, конфликтов может быть несколько, каждый со своим исходом, а исход рассказа только один.
     В этой графе записывается, на чем обследуемый закончил рассказ — разрешение конфликта, перспектива будущего, ожидание неприятностей, неопределенность и т.п.
     10. Истоки сюжета. В эту графу заносится источник сюжета каждого из рассказов по результатам опроса обследуемого после завершения работы с тестом. В качестве источника может выступать фантазия, собственный опыт, рассказы знакомых, книги, газеты, кинофильмы и т.п.
 
Процедура обследования
Обработка и интерпретация результатов





Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







Locations of visitors to this page



      <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь