А. Роше. КТО Я?

- Оглавление -



ИДЕАЛ

У каждого из нас имеется некий образ себя. Это наше нынешнее представление о себе.

У нас имеется также некий идеал. Это тоже образ. Это образ "улучшенного себя", – образ того, кем мы стремимся стать. Так же, как и образ себя, этот идеал побуждает нас к определенному поведению и отчасти влияет на наш образ жизни. Поэтому важно понимать природу этого явления, – чтобы не пытаться достичь большего, нежели мы на то способны.

Примечание: Слово "идеал", используемое здесь для определения "того, кем мы стремимся стать", некоторым людям может не понравиться, особенно если оно пробуждает в них неприятные воспоминания.

Сознавая это, мы все же решили сохранить указанное слово за неимением лучшего. Важно не само слово, а то, что за ним стоит, описываемая им психологическая реалия.



  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИДЕАЛА

    Идеал, этот образ "улучшенного себя", к которому мы в глубине души стремимся, является результатом действия трех механизмов.

    • Мы пытаемся оправдать ожидания других людей.

    • Наше существо стремится раскрыть себя. Мы чувствуем, кем мы могли бы стать, и пытаемся воплотить эту возможность в действительность.

    • Притязания нашего "я" вполне могут быть завышенными. Из-за этого мы можем ставить перед собой недостижимые цели.

    Давайте теперь рассмотрим каждый из этих механизмов в отдельности.

    1.1. Мы пытаемся оправдать ожидания других людей

    • Наши родители и воспитатели чего-то от нас ожидали, возлагали на нас какие-то надежды. Из любви к ним, или пытаясь снискать их любовь и признание, мы усвоили их ожидания и пытаемся достичь поставленных ими целей. При этом у нас постепенно формируется образ того, какими нам следовало бы быть.

    • Механизм, приводимый в действие ожиданиями других людей, работает на протяжении всей нашей жизни, работает он и сейчас. Мы пытаемся оправдать ожидания тех лиц, от которых хотели бы получить какую-то материальную пользу.

    • Общество, в котором мы живем, идеализирует определенный тип личности. Мы в той или иной степени подвержены влиянию общепринятых идеалов и стремимся им соответствовать.

    Во всех трех случаях мы пытаемся воплотить в жизнь соответствующий образ себя: образ ожидаемого другими, который должен принести нам признание, уважение и одобрение окружающих.

    1.2. Наше существо стремится раскрыть себя

    Каждый человек обладает множеством потенциальных возможностей. Он стремится осуществить свои возможности, воплотить их в действительность.

    Идеал является результатом подобных стремлений. В нем "опредмечивается", обретает для нас зримые черты то, какими мы стремимся стать. В связи с этим следует сделать три замечания.

    • Наши возможности реальны.
    • Наши стремления также реальны.
    • Опредмечивание этих стремлений в определенном идеале (той или иной профессии, образе жизни и т.д.) иногда может быть нереальным. Кроме того, на нас могут влиять ожидания других людей и вкусы нашего общества. Вот почему не следует придавать особого значения тем формам, в которых опредмечивается наш идеал.

    С другой стороны, наши возможности и стремления следует принимать во внимание со всей серьезностью.

    1.3. Два механизма взаимодействуют

    Желание стать самим собой, осуществить свое существо – вещь полезная. Истинная цель жизни состоит в том, чтобы воплощать себя в действительность, и стремление к этой цели служит источником подлинного, неомрачимого и неизбывного счастья. Несмотря на трудности и страдания, жизнь, построенная на осуществлении этого стремления, дает нам ощущение счастья с привкусом глубокого покоя.

    Однако этот механизм может быть расстроен ожиданиями нашего непосредственного окружения и вкусами нашего общества.

    Чтобы показать, как эти два механизма взаимодействуют, мы воспользуемся приведенной ниже схемой.

    • Схема 1:  Детство

      Дети стремятся испытать свои силы, попробовать, что они могут, ощутить свои возможности.

      Если родители поощряют их быть самими собой (стрелка А), дети будут развиваться в русле своего существа. Они будут расти "ровно".

      Если ожидания близких не соответствуют их глубинным стремлениям (стрелка B ), то есть не соответствуют их существу, они будут расти "косо", ибо вынуждены будут идти на компромисс, чтобы сохранить уважение и расположение значимых для себя лиц.

      Если ожидания этих лиц противоположны существующим у детей стремлениям (стрелки C и D ), дети могут подавить в себе эти стремления и зачахнуть.

    • Схема 2.  Подростковый возраст

      Входя в подростковый возраст, дети начинают освобождаться из-под влияния своих родителей и воспитателей.

      Они становятся очень чувствительными к мнению своих сверстников и различным веяниям в современном им обществе.

      Им приходится лавировать среди этих разнообразно влияющих на них сил.

      Если силы эти действуют в том же направлении, в котором стремятся жить они сами (стрелка А), движущие силы их роста получают поддержку.

      Если силы эти отвлекают их от того, чем им в глубине души хотелось бы жить (стрелка B ), они будут отклоняться в своем развитии.

      Если силы эти идут вразрез со стремлением их существа (стрелки C и D ), то все, что ни есть в них лучшего, будет подавляться.

      Заметим, что нередко подростки и молодые люди имеют несколько разных кругов непосредственного общения, часть которых может относиться к типам, представленным стрелками А и B, а часть – C и D.

      Для них предпочтительнее было бы избрать ту среду непосредственного общения, которая помогала бы им жить своими глубинными стремлениями.

    • Схема 3.  Зрелость

      Давайте рассмотрим один из важных моментов этой стадии жизни, а именно, – выбор супруга.

      Выбор спутника жизни – это важный момент.

      У человека при этом имеется идеальный образ супружеской жизни – представление о том, какой она должна быть.

      Хотя этот образ может соответствовать стремлениям его существа, соответствует ли он стремлениям его "половины"?

      Остается надеяться, что стремления спутника жизни относятся к типу, обозначенному стрелкой А, – по крайней мере в том, что касается основ супружеской жизни.

    Ту же схему и тот же анализ можно использовать при выборе места работы, общественного движения, политической партии, религии, мировоззрения. Лучше выбирать то, что соответствует стремлениям нашего существа. Такой выбор будет поддерживать развитие нашей личности и ускорит приближение к идеалу, сообразному с теми возможностями, которые мы в себе несем.

    1.4. Притязания нашего "я" могут заставить нас метить чересчур высоко

      1.4.1. Мы выяснили, что за феноменом идеала скрывается существо человека, которое стремится проявлять себя, осуществлять себя и свое направление деятельности (см. 1.2).

      Влияние окружающих людей и общества в целом может как способствовать, так и препятствовать воплощению данного идеала в действительность (см. 1.1).

      Нам осталось рассмотреть, как могут влиять на это притязания "я".

      1.4.2. Стремление стать самим собой – это естественное, нормальное притязание.

      Существуют также несоразмерные притязания, не соотнесенные с реалиями нашего существа. Давайте рассмотрим, как они возникают.

      1.4.3. Наше существо представляет собой совокупность возможностей, и возможности эти не безграничны. Например, мы умны, но не до такой степени, как некоторые известные мыслители или какие-то другие люди.

      Мы начинаем осознавать пределы своих возможностей лишь со временем, по мере осуществления последних.

      1.4.4. На схеме 4 показано, как притязания "я" взаимодействуют со стремлениями существа.

      Внизу находится существо с присущим ему стремлением к самоосуществлению, воплощению в действительность тех возможностей, которые оно в себе несет.

      Частично они уже осуществлены (отрезок А).

      Однако мы чувствуем, что способны на большее, и это действительно так, поскольку некоторые возможности нашего существа все еще не осуществлены.

      Но кто скажет, до каких пор мы можем развивать свое существо?

      Действительно, в процессе самоосуществления появляются новые, ранее неизвестные нам стороны нашего существа. Отрезок B удлиняется. Но вот насколько он может стать длиннее? Поэтому отрезок C изображен условно.

      "Я" со своими притязаниями не властно над отрезком А. Оно должно смириться с действительностью.

      Оно может влиять на длину отрезка B и, в особенности, отрезка C, ибо конец его скрывается в далеком будущем.



  2. РЕАЛИСТИЧНЫЙ ИДЕАЛ

    2.1. Идеал – это нормальное явление

    • Наш идеал не произволен: в нем опредмечиваются наши глубинные стремления.

    • Наш идеал делает нас сильнее: располагая целью жизни, особенно если цель эта соответствует действительным стремлениям нашего существа, мы получаем возможность сфокусировать на ней все свои силы.

    • Наш идеал приносит нам пользу, ибо самое полное удовлетворение и самое глубокое счастье человек испытывает становясь самим собою, осуществляя свое существо.

    2.2. Как мы уже убедились, идеал представляет собой сложное, комплексное явление.

    • Он покоится на реальной и очень прочной основе, которую составляют возможности нашего существа, сознаваемые в качестве стремлений.

      Мы можем стать такими, какими мы есть в глубине души, осуществить свое существо, явить его миру.

    • У окружающих нас людей и нашего общества в целом имеются на наш счет определенные ожидания. Чтобы нас принимали и уважали, мы можем подавлять стремления своего существа и развивать какие-то несущественные для нас стороны своей личности.

    • Кроме того, "я" может раздувать некоторые из наших потенциальных возможностей.

      Вот почему в непосредственно воспринимаемом образе "улучшенного себя" необходимо отделять то, что выражает стремления нашего существа, от "посторонних примесей", обусловленных ожиданиями нашего непосредственного окружения, современного нам общества или притязаниями нашего "я".

    2.3. Что для этого можно сделать?

      2.3.1. Самое главное – выяснить, кто мы. Кто я? Вот несколько вопросов, которые могут помочь вам приблизиться к ответу.

      Что в самой глубине моей души

      • стремится войти в мою жизнь?
      • я чувствую себя способным делать?
      • Что в том, чем я к настоящему времени занимаюсь,
      • не находит отклика в глубине моей души?
      • находит отклик в глубине моей души и
      • какие качества моего существа позволили мне преуспеть в этом направлении?

      В конце такого обзора своей жизни я перечисляю,

      • что находит отклик в глубине моей души и
      • чем мне хотелось бы жить в полную силу.
      • Что мешает мне приближаться к полному самоосуществлению?
      • Как я могу освободить себя от того, что мне мешает?

      2.3.2. Это НСИ послужит первым шагом в долгой работе над собой, так как мы очень зависимы от ожиданий других людей.

      Обретение независимости от ожиданий других – это работа, рассчитанная на длительный период. Она требует, прежде всего, чтобы мы развивали качества, присущее нашему существу.

      2.3.3. Наконец, следите за тем, чтобы ваше "я" не заставляло вас переоценивать свои возможности. Возможно, вы метите чересчур высоко? Будучи такими, какими вы есть в настоящее время, не слишком ли многого вы ожидаете от себя в будущем?

      Сообразуйте свои притязания со своими наличными способностями, не умаляя последних. Будьте реалистом.

      Будучи тем, кем вы себя чувствуете, и делая то, что вы чувствуете себя в состоянии сделать сегодня, вы создаете прочную основу для дальнейшего продвижения. Следуя таким путем, вы далеко пойдете, ибо осуществляя свои наличные возможности вы будете развивать их, всякий раз обнаруживая, что вы уже не такой, каким были вчера, и что способны вы также на большее. Этот реалистичный путь неспешного продвижения вперед приведет вас гораздо дальше, чем вы можете сегодня себе представить.

      2.3.4. В заключение мы приводим формулу, которая хорошо выражает природу реалистичного идеала.

      • Быть самим собой, то есть тем, кем мы сами находим себя в глубине души, а не тем, кем нас хотели бы видеть другие.

      • Не более чем самим собой, то есть не выходя за пределы своих возможностей и не соблазняясь "сладкозвучными" притязаниями "я".

      • И не менее чем самим собой, то есть ничего не оставляя в себе без внимания, замечая все возникающее в глубине души, чтобы затем с умом и настойчивостью осуществлять его.

      *   *   *

      Серьезное отношение к своим глубоким стремлениям, обретающим плоть в идеале, равноценно высвобождению скрытых энергий; оно придает жизни цель и смысл. Медленное приближение к этому идеалу позволяет острее чувствовать жизнь.



      <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
      Просмотров: 813
      Категория: Библиотека » Популярная психология


      Другие новости по теме:

    1. Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
    2. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
    3. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
    4. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
    5. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
    6. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
    7. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
    8. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
    9. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
    10. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
    11. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
    12. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
    13. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
    14. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
    15. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
    16. Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
    17. Г.Хорошилов, Б.Виногродский. ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ? | Г.Хорошилов, Б.Виногродский ЧТО ОСТАЕТСЯ ЗА СТРОКОЙ Перевод В.Данченко
    18. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ МОДЕРН: ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА Мы еще вернемся к
    19. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА МОДЕРНИСТСКОЙ КАРТИНЫ МИРА И ЕЕ АЛЬТЕРНАТИВ
    20. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | Ссылки Имеется в виду конференция Антинаучные иантитехнические тенденции
    21. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ НА ПУТИ К ВЫВОДАМ Среди примеров, которые
    22. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ТРИ СПОСОБА ИСПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ Начнем с вопроса:
    23. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧТО ТАКОЕ МОДЕРН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД Мы наметили
    24. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА КАРТИНЫ МИРА Если мы хотим
    25. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ АНТИНАУКА КАК АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МИРОПОНИМАНИЕ: ОТРИЦАНИЕ ПРАВА НАУКИ
    26. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОЧЕМУ ФЕНОМЕН АНТИНАУКИ ДОЛЖЕН ВЫЗЫВАТЬ У НАС
    27. Дж. Холтон. ЧТО ТАКОЕ "АНТИНАУКА"? | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ В ПЕРВОМ ПРИБЛИЖЕНИИ Внешне дело
    28. К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 8 ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ ЛЮБВИ И ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К
    29. К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 9 РОЛЬ СЕКСУАЛЬНОСТИ В НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ В
    30. К. Хорни. НЕВРОТИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ | Глава 7 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕВРОТИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ В ЛЮБВИ



    31. ---
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:       
Код для вставки в форум (BBCode):       
Прямая ссылка на эту публикацию:       





Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
Материал будет немедленно удален.
Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







Locations of visitors to this page



      <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь