Д. Гоулмен. МНОГООБРАЗИЕ МЕДИТАТИВНОГО ОПЫТА

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Часть 1

ВИШУДДХИМАГГА: КАРТА ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА


Классический буддийский текст "Абхидхарма" возможно является самым обширным и подробным текстом по традиционной психологии состояний сознания. В пятом веке нашей эры монах Буддхагоша создал свое толкование той часть "Абхидхармы", которая посвящена медитации. Это "Вишуддхимагга", "Путь очищения". (Nanamoli, 1964 – см. список литературы в конце книги) Буддхагоша объясняет, что конечное очищение должно пониматься как "ниббана" (то же, что на санскрите "нирвана") – пробужденное состояние сознания."Вишуддхимагга" веками служила частью устного учебника буддийской философии, который монахи во вдохновении заучивали наизусть и потом дословно пересказывали. Благодаря своей детальности и полноте "Вишуддхимагга" дает нам исчерпывающую картину отдельной точки зрения на медитацию. Как таковая, она создает хорошую почву для сравнения с другими видами медитации с целью их понимания – это обсуждается во второй части этой книги."Вишуддхимагга" начинается с советов по выбору лучшего места для медитации и соответствующего душевного настроя. Затем описываются специфические методы тренировки медитирующим своего внимания, и те этапы, которые он проходит на своем медитативном пути к состоянию нирваны. Заканчивается она психологическими выводами для медитирующего о его переживании Нирваны.

В дополнение к прекрасному переводу с Пали, сделанному Бхикку Нанамоли (Nanamoli, 1976) отметит и другие современные комментарии: Bhikku Soma, 1949; Conze, 1956; Kalu Rimpoche, 1974; Kashyap, 1954; Lama Govinda, 1969; Ledi Sayadav, 1965; Mahasi Sayadaw, 1965, 1970; Narada Thera, 1956; Nyanaponika Thera, 1949, 62, 68; Nyanatiloka, 1952-a, 1952-b, 1972; Mahathera, 1962.

"Вишуддхимагга" – эта традиционная книга рецептов по медитации, но она не обязательно рассказывает нам о практиках современных буддистов, последователей Тхеравады. Она описывает путь идеального образца, который не обязательно должен соответствовать опыту конкретного человека. Но те, кто имеют опыт медитации, вероятнее всего увидят там много знакомого.


Глава 1

ПОДГОТОВКА К МЕДИТАЦИИ

Практика начинается с того, что называется "шила" (добродетель, моральная чистота). Это систематическое культивирование добрых мыслей, слов и дел сосредотачивает усилия медитирующего для изменения его сознания во время медитации. Так, недобродетельные мысли – сексуальные фантазии или гнев – ведут к отвлечению внимания во время медитации. Для человека, серьезно относящегося к медитации, это – пустая трата времени. Психологическое очищение означает сокращение числа отвлекающих мыслей.

Процесс очищения представляет собой одну из трех главных частей в буддистской системе тренировок, а двумя другими являются "самадхи" (медитативная концентрация) и "пунна" (проницательность). Проницательность здесь понимается в специфическом смысле – имеется в виду "видеть вещи такими, какими они есть в действительности". Очищение, концентрация и проницательность тесно связаны. Усилия по очищению ума облегчают начальную концентрацию, а она развивает проницательность. Развитием концентрации либо проницательности чистота для медитирующего становится не чем-то таким, для достижения чего нужно напрягать волю, а легкой и естественной. Взаимодействие не является линейным, и развитие одной из этих трех способностей вызывает развитие и двух других. Развитие всех трех происходит не по прямой, а скорее по спирали. Хотя здесь мы описали их линейное взаимодействие, на самом деле существует сложная взаимосвязь в развитии у медитирующего чистоты, концентрации и проницательности. Это три грани одного и того же процесса.

Активное очищение в традиции "Вишуддхимагги" начинается с соблюдения кодексов поведения для мирян, неофитов – новоообращенных – и монахов. Для мирян имеется пять предписаний: воздержание от убийства, воровства, внебрачных половых связей, лжи и опьяняющих напитков. Для неофитов этот список расширяется до десяти предписаний, а первые пять становятся более строгими. У монахов существует 227 предписаний и правил, которые регулируют каждую деталь повседневной монастырской жизни. Хотя практика чистоты меняется в зависимости от образа жизни, цель ее остается той же самой: она является необходимой подготовкой для медитации.

На одном и том же уровне существуют кодексы надлежащего социального поведения, но той чистоте, которая обуславливается их соблюдение, придается лишь второстепенное значение. Чистота понимается не только в обычном смысле внешней пристойности, но как склад ума, которым определяются соответствующие слова, действия и мысли. Так, например, "Вишуддхимагга" дает совет при возникновении похотливых мыслей немедленно пресекать их созерцанием своего тела и размышлением о его отвратительности. Это должно освободить медитирующего от стыда, вины и угрызений совести, точно так же как и от похоти. Поведение контролируют, потому что оно воздействует на ум. Акт очищение означает создание спокойного и подчиненного ума, и моральная чистота имеет значение только как чистота ума.

Поскольку целью очищения является ум, находящийся под контролем, обуздание чувств является частью процесса очищения. Средством для этого служит "сати", полнота внимания (англ."mindfullness"). При полноте внимания контроль над чувствами возникает через привычку просто наблюдать чувственные восприятия, не позволяя им возбуждать в уме цепочки мыслей и реагирования. При систематичности полнота внимания превращается в практику "випассаны" – видения вещей, как они есть становится прямым путем к состоянию Нирваны. Ежедневная практика полноты внимания приводит медитирующего к отстраненности от его собственных мыслей и восприятий. Он становится посторонним наблюдателем потока своего сознания, привлекательность обычных состояний ума ослабевает и подготавливается путь к пробужденным состояниям сознания.

На начальных стадиях, прежде чем утвердиться в полноте внимания медитирующего может отвлекать окружающая обстановка. В соответствии с этим "Вишуддхимагга" дает начинающему рекомендации по оптимальному стилю жизни. Он должен жить "честным трудом", чтобы источник его финансовой поддержки не вызывал опасения. Для монахов запрещались такие виды деятельности, как астрология, хиромантия, толкование снов, в время как прошение милостыни рекомендовалось. Имущество должно быть сведено к минимуму. Восемь вещей может иметь монах: три мантии, пояс, чаша для сбора подаяний, бритва, игла для починки одежды и сандалии.

Его трапеза должна быть умеренной – принятой пищи должно быть достаточно для поддержания физического здоровья, но его не должно клонить в сон после еды. Место его обитания должно быть уединенным и находиться в стороне от населенных пунктов. У домохозяев, которые не могут жить изолировано, должна быть комната для медитации. Следует избегать чрезмерного внимания к телу, но в случае заболевания нужно принимать определенные лекарства. Имея восемь предметов имущества, жилище, пищу и лекарства, человек, практикующий медитацию, в дальнейшем должен добывать лишь то, что необходимо для его здоровья. При добывании этого он должен действовать без жадности, с тем чтобы даже его материальные нужды не были затронуты нечистотой.

Так как на состояние ума человека действует состояние людей, с которыми он сталкивается, серьезный ученик должен окружить себя людьми такого же образа мыслей, как и у него. У сангхи (общины), которая определяется в узком смысле, как те люди, которые достигли Нирваны, а в широком – как общность людей Пути, есть одно преимущество. Группа сосредоточенных, целеустремленных людей способствует медитации, а компания людей возбужденных, сбитых с толку и поглощенных мирскими заботами мешает ей. Общение с возбужденными, мирски настроенными людьми не ведет к отрешенности, бесстрастию и спокойствию – качествам, которые ученик стремится культивировать, – подобно тому, как не приводит к этому и пустая болтовня на пути. Буддой были перечислены, как типично мирские и бесполезные разговоры – о царях, ворах, министрах, армиях, голоде и войне; о еде, питье, одежде и жилье; о женщинах и вине, уличных сплетнях; о предках и о различных пустяках; разговоры о возникновении мира; разговоры о том, является ли какая-либо вещь тем или иным; и тому подобное разговоры. (Nyanaponika Thera, 1962, p.172)

На дальнейших стадиях медитирующий может обнаружить, что вещи, когда-то оказывавшие помощь, становятся препятствием."Вишуддхимагга" перечисляет 10 видов привязанностей, которые препятствуют прогрессу в медитации.

  • Постоянное место обитания – если содержание его в исправности доставляет хлопоты.
  • Семья, если ее благосостояния вызывает озабоченность.
  • Увеличение талантов и повышение репутации, что влечет за собой необходимость много времени проводить с последователями.
  • Занятость обучением и наставлением учеников.
  • Деятельность и планы "сделать что-либо"
  • Предстоящие поездки. Бродяжничество.
  • Поглощающие внимание нужды дорогих и близких людей.
  • Заболевание, требующее соответствующего лечения.
  • Теоретическое обучение, не сопровождающееся практикой.
  • Свехъестественные психические силы, достижение которых начинает увлекать больше, чем медитация.

Избавление от привязанностей такого рода освобождает человеку путь для медитации: таково "очищение" в смысле освобождения ума от всех беспокоящих вещей. Жизнь монаха предназначена для свободы такого рода; что же касается мирянина, то передышку на короткое время дает ему временное уединение.

Эти аскетические методы не обязательны для "срединного пути" Будды. Серьезный монах может практиковать это, если найдет для себя полезным. Но он должен быть осторожен в занятиях ими, чтобы они не приковывали к себе его внимание чрезмерно. Так, практика аскетизма включает в себя ношение одежды только из лохмотьев, съедание не более одной тарелки пищи один раз в день; жизнь в лесу под деревом; обитание на кладбище или открытой местности; бодрствование по ночам. Хотя все это не обязательно, Будда хвалит тех, кто следует такому образу жизни "ради умеренности, умиротворенности, простоты, отреченности", и в то же время критикует гордящихся своей практикой аскетизма и смотрящих сверху вниз на тех, кто этого не делает. В любом из аспектов тренировки духовная гордыня нарушает чистоту. Все, что приобретается аскетизмом, может быть утрачено из-за гордости. Цель очищения – это ум, не озабоченный внешними вещами, спокойны и готовый для медитации.

ВСТУПЛЕНИЕ НА ПУТЬ МЕДИТАЦИИ

Чистота – это психологическая основа для концентрации. Сущность концентрации состоит в неотвлекаемости, и очищение это систематическое сокращение отвлекающих вещей. Работа медитирующего заключается в достижении собранности ума, его однонаправленности. Обычно поток мыслей беспорядочен и рассеян, а цель концентрации и медитации в том чтобы сфокусировать поток мыслей сосредоточением ума на отдельном объекте, предмете медитации. На позднейших стадиях концентрированной медитации ум не только направляется на объект, но и проникает в него; полностью растворяясь в объекте, ум стремится достичь с ним единства. Когда это происходит, то такой объект становится единственной вещью в сознании медитирующего.

Любая вещь, на которую направляется внимание, может быть выбран в качестве объекта концентрированной медитации, которая просто удерживает в фокусе какую-то одну точку. Но характер объекта медитации определенным образом влияет и на результат."Вишуддхимагга" рекомендует сорок объектов для концентрации:

  • десять "кашин" – окрашенных кругов, около 30 см. в окружности: земля, вода, огонь, воздух, темно-голубой, желтый, кроваво-красный, белый, свет, и просто ограниченное пространство.
  • десять "асубх": отвратительный гниющий труп, например, труп раздутый, обглоданный, кишащий червями, и т.п., включая скелет.
  • десять размышлений: об атрибутах Будды, учении, сангхе, спокойствии, своей собственной чистоте, своей терпимости, о божественных качествах в себе или о неизбежности смерти; созерцание 32 частей тела или входящего и выходящего дыхания.
  • четыре возвышенных состояния: любовь и доброта; сострадание; радость от того, что счастливы другие; самообладание.
  • четыре бесформенных созерцания: бесконечного пространства, бесконечного сознания, сферы пустоты и сферы "ни восприятия ни не-восприятия", и отвратительность пищи.
  • четыре физических элемента: земля, воздух, огонь, вода как абстрактные силы : сила отталкивание, способность передвигаться, тепло и сила сцепления.

Каждый из этих объектов специфически влияет на природу, глубину и побочные продукты концентрации: медитация на трупе, например, сильно отличается от медитации на любви и доброте. Все эти обеты удобны для развития концентрации до глубины состояния Нирваны. Концентрация, вызванная объектами сложной природы, как например атрибутами Будды, менее сфокусирована, чем концентрация на отдельных объектах, например, на "кашина" земли, круге цвета глины. Помимо глубины концентрации, вызываемой разными объектами, медитация над каждым из них имеет различные побочные психологические эффекты. Например, медитация на любви и доброте имеет несколько результатов: человек спит и бодрствует в комфорте, он не видит плохих снов, он дорог всем существам, ум его легко концентрируется, у него безмятежное выражение лица и он умирает спокойно.

Будда считал, что для людей различных темпераментов подходят различные объекты концентрации. Его указания о подборе наиболее подходящих объектов базируются на следующих четырех главных типах темперамента:

  • человек, предрасположенный к ненависти;
  • человек похотливый, легко возбудимый и заблуждающийся.
  • человек склонный к вере.
  • человек понимающий.

Объектами, подходящими для ненавистника, являются четыре возвышенных состояния или четыре окрашенных "кашина", для похотливого – 10 видов медитации над трупом, частями тела и дыханием, для верующего – первые 6 размышлений, для понимающего – размышления над смертью, отвратительности пищи и физических элементах. Остальные объекты подходят для всех."Вишуддхимагга" также определяет подходящее физическое окружение для каждого типа. Например, для похотливого человека предназначается тесная хижина без окон, расположенная в опасной местности по соседству с недружественно настроенными людьми; для ненавистника, наоборот, рекомендуется удобное и просторное жилище в приятной местности, близко от людей, готовых помочь.

УЧИТЕЛЬ

Идеальным учителем медитации был Будда, который, как говорят, развил в себе силу видеть умы и сердца других людей. Он с абсолютной точностью подбирал для человека подходящие объект и обстановку для концентрации. Но по отсутствию такого учителя, "Вишуддхимагга" рекомендует подбирать себе наставника в зависимости от медитационных достижений последнего: чем выше эти достижения, тем лучше и учитель. Советы учителя имеют решающее значение для ученика, прокладывающего себе путь через незнакомую территорию своего ума. Ученик, заключив соглашение с учителем подчиняться ему, находит "убежище" в своем учителе.

Ученик отказывается от эгоизма, и от того, что препятствует ему заниматься медитацией, следуя по этому пути до того момента, когда он сможет выйти за пределы своего Эго. Но ответственность за свое спасение лежит на собственных плечах ученика, а не на плечах учителя; учитель – это только "добрый друг" на пути. Учитель указывает путь, а ученик должен идти сам. Сущность той роли, которую играет учитель, выражена в следующих строках из японского "Дзенрина": "Если хочешь узнать дорогу на гору, спроси у человека, который ходил по ней."





<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>

Библиотека
Просмотров: 692
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ О СТЯЖАНИИ ДУХА СВЯТОГО Из поучений учителей
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ ГРЕХИ МЫСЛЕННЫЕ Преп. Максим Исповедник150 Иные страсти
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ НАШИ ЧУВСТВА Блаж. Диадох150 Что зрение и
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ СУЕТА Преп. Антоний Великий150 Если любишь покойную
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ ДРУЗЬЯ Преп. Максим Исповедник150 Много друзей, но
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ ПЕЧАЛЬ УНЫНИЕ Блаж. Диадох150 Когда душа начнет
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ ЗАВИСТЬ Преп. Максим Исповедник150 Печаль завидующего трудно
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ СОБЛАЗНЫ Преп. Исаак Сирин150 Знай, что если
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ СОН Блаж. Диадох150 Сны, являющиеся душе по
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ СМЕХ Преп. Иоанн Карпафский150 Ничто так не
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ НЕЧИСТОТА БЛУД Преп. Макарий Великий150 Главнейшее дело
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ ДЕВСТВО И ЦЕЛОМУДРИЕ Преп. Феогност150 Нет другого
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ СЛЕЗЫ Илия Екдик150 У расширяющего путь свои
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОСЛУШАНИЕ Блаж. Диадох150 Послушание есть первое в
  • ДОБРОТОЛЮБИЕ избранное для мирян | ОГЛАВЛЕHИЕ ПОДРАЖАНИЕ СВЯТЫМ Преп. Максим Исповедник150 Святые были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь