№20. НА ПОДСТУПАХ К ЛОКАЯТА ЙОГЕ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


Приложение I
КРИТИКА ИДЕАЛИЗМА И ДУАЛИЗМА

Основной пункт, делающий обычную для духовной литературы критику материализма несостоятельной, состоит в следующем: то, о чем в этой литературе говорится как о материи, не составляет действительного содержания данного понятия в философии диалектического материализма.

Материя – это начало, выражающее универсальность, бесконечность и вместе с тем не зависящую от сознания объективную необходимость свершающихся в мире процессов.

Материя – это философская (а не естественнонаучная) категория для обозначения объективной реальности. Таким образом, материя не сводится ни к веществу, ни к какой-либо другой форме своего существования; все, что существует объективно, то есть ВНЕ субъекта восприятия, – материально.

Идеалисты возражают, что это наивное заключение: объективно существует вовсе не материя, а дух – духовное, нематериальное начало. Допустим, но зачем такое умножение сущностей?

С помощью "сверхъестественных" допущений такого рода можно оградится от мистерии непознанных глубин бытия, нейтрализовать давление неизвестного, непрерывно грозящего смять уютный мирок известного, – короче говоря, "духом" можно объяснить все, что до сих пор было непонятным и пугало, достигнув тем самым определенной степени психологического комфорта. Однако после того, как эта присущая уму потребность в определенности будет удовлетворена, все равно придется "выводить" материю из духа, "сгущая" его (или каким-то иным способом). Идеализм нуждается в таких "обходных путях", он не может обойтись без материи, ибо последняя представляет собой неустранимый факт нашего повседневного существования.

Это служит причиной скрытого дуализма даже самых последовательно-монистических систем философского идеализма: дух единственно реален, материя иллюзорна, но она есть. Лучшие умы прошлого приложили огромные усилия, пытаясь доказать кажимость, иллюзорность материи, однако все попытки устранения дуализма неизбежно заканчивались тем, что материя путем каких-то комбинаций все же выводилась из духа.

При этом философы каждый раз сталкивались со следующим затруднением: чисто спиритуалистические начала исключают возможность логически оправданного происхождения материальных форм бытия. Отсюда необъяснимое появление не-Я у Фихте, "отпадение" природы от абсолютного первоисточника, переход абсолютной идеи в свое "инобытие" у Гегеля.

Каковы причины и мотивы творения "подлинным" "неподлинного", единым многого? Каким образом бесплотный дух порождает из себя нечто противоположное себе – предметный мир? Какова связь пребывающего и неизменного духа с переходящим потоком изменчивого мира? Таковы неразрешимые традиционные псевдопроблемы, естественно вытекающие из онтологического удвоения бытия.

Наряду с объективно-идеалистическими существуют и субъективно-дуалистические системы, которые избегают онтологического удвоения бытия путем отказа от самой идеи объективности: существуют лишь ощущения, а всякие так называемые "объективные источники" ощущений – представляют собой не более чем плоды нашего метафизического домысла. Ведь никаким объективным экспериментом невозможно доказать существование чего-либо вне наших чувств; таким образом, вера во "внешний мир" оказывается делом личного вкуса.

Величайший порок экстравагантных теорий такого рода состоит в том, что в своей жизни нам приходится иметь дело с объектами, существование и ценность которых мы отрицаем в теории.

Тут особо отчетливо проявляется недостаток, характерный для идеалистического подхода в целом: разрыв между нашим практическим бытием в мире и нашим теоретическим мышлением о мире. Идеализм – это ТОЛЬКО образ мышления. Но сколь бы спиритуалистичным ни был наш образ мышления, в своей практике мы, хотим того или нет, всегда стоим на стихийно-материалистической позиции: мы действуем так, будто все это взаправду.

Дуалисты, критикуя материализм, приводят следующий "убийственный" аргумент: действительно, говорят они, все, что существует объективно, то есть ВНЕ субъекта восприятия – материально. Но кто этот субъект, пребывающий ВНЕ объективной реальности? Этот абсолютный субъект и есть дух – универсальное Чистое Сознание, незапятнанное никакими объектами "высшее Я" человека. Не только дух не может обойтись без материи, но и материя не может обойтись без духа.

Определение абсолютного субъекта как "чистого сознания", стоящего за переживаемым потоком сознания, "запятнанным" объектами восприятия, представляет собой пример антропоморфизации, то есть перенесения качеств, характерных для "человеческого среза" реальности, на какие-то качественно иные ее уровни.

Антропоморфизм в его явных и скрытых формах – это пережиток, доставшийся нам в наследство от тех младенческих стадий развития человечества, когда человек пытался нейтрализовать тревожную непредсказуемость бытия, "подчиняя" его божествам, в превосходной степени наделенным силами, присущими самому человеку – сознанием, способностью к сознательному целеполаганию, волеизъявлению и т.п. В "божественном мире" человек чувствовал себя куда более уверено: с таким миром в принципе можно было договориться. По мере взросления человечества оно училось ценить инаковость "собеседника", училось признавать; что "атрибуты, делающие человека совершенным, так же мало могут быть применены к Богу, как к человеку те атрибуты, которые делают совершенным слона или осла" (Спиноза).

В данном случае субъект восприятия, эмпирически лежащий вне сознания (ибо, как учат Упанишады, "нет другого зрящего, для которого Он мог бы стать зримым"), теоретически объявляется также сознанием – "чистым сознанием". Иными словами, происходит смешение "зрящего" с "силой зрения", субъекта с сознанием.

Подобно описанному выше онтологическому удвоению бытия, такое онтологическое удвоение сознания создает ряд традиционных псевдопроблем.

Во-первых, это трудности с логическим оправданием дополнения переживаемого потока сознания "чистым сознанием". Здесь нас отсылают к концептуально невыразимой "непосредственной очевидности" йогического опыта (единственно верным концептуальным выражением которого якобы и служит теория "чистого сознания").

Во-вторых, это трудности с логической формулировкой причин и мотивов творения "чистым" "нечистого".

В-третьих, это трудности с логическим описанием того, каким образом пребывающее и неизменное Сознание связано с преходящим и изменчивым потоком индивидуального сознания.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 570
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. Змея Жизни Непонятно, как лучше сказать
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 57. Записываю всех в Свидетели После всего
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 58. Роскоши Выбора тоже конец Если быть
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 59. Кукловод Вокруг меня 150 последний момент
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 60. Состав рецепта Пытаюсь вспомнить сны, когда
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 61. Нет, это только сон Снова, как
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ ЧАСТЬ ВТОРАЯ: К ПЕНИЮ ПТИЦ 1. Оглядываюсь,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. Неверный К этому я пришел в
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Эгоизм Молекулы как движущая сила истории
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 56. Ожидают не нас Итак, странная совокупность
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 55. Сотворение Внутреннего Мира Мотивация 150 рабыня
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 45. Три Брата Бывает, я кажусь себе
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 46. Росток в новый мир Впервые я
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 47. Тревожащая тайна неизвестности Я понял, что
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 48. Молю Бога об альтернативе На дворе
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 49. Инвентаризация Как этой двойственности не быть,



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь