<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
Глава XIV
Свойства Божеского естества.
Бог существо несозданное, безначальное, бессмертное,
бесконечное и вечное; бестелесное, благое, вседеятельное,
праведное, просветительное, неизменное, бесстрастное,
неописуемое, невместимое, неограниченное, беспредельное,
невидимое, непостижимое, вседовольное, самодержавное и
самовластное, вседержительное, жизнедательное, всесильное,
беспредельно мощное, освятительное и общительное,
всесодежащее и сохраняющее, и обо всем промышляющее
таково есть Божество, Которое все это и тому подобное имеет
по самой природе, а ниоткуда не получило, но само сообщает
всякое благо Своими тварям, каждой по ее приемной силе.
Ипостаси пребывают и обитают одна в другой; ибо они и
неотлучны, и неудалимы одна от другой, неслитно вмещаясь
одна в другой, но не так, чтобы они смешивались или
сливались, но так, что они одна в другой находятся. Ибо Сын
в Отце и Духе, и Дух в Отце и Сыне, и Отец в Сыне и Духе,
без всякого уничтожения или смешения, или слияния. И одно и
то же у них движение; ибо едино есть устремление и едино
движение трех Ипостасей; чего в сотворенной природе
усмотреть невозможно [1].
Кроме того, божеское просияние и действие, будучи едино,
просто и нераздельно, пребывает простым и тогда, когда
разнообразится по видам благ, сообщаемых отдельным
существам, и когда разделяет всем им то, что составляет
соответственную каждой вещи природу; но, нераздельно
размножаясь в отношении к отдельным существам, оно и самые
отдельные существа возводит и обращает к собственной своей
простоте. Ибо все существа стремятся к Божеству и в Нем
имеют бытие, так как Оно сообщает всем бытие, сообразное
природе каждого; и Оно есть бытие вещей существующих, жизнь
живущих, разум разумного и ум умного; само между тем Оно
выше ума, выше разума, выше жизни, выше существа
[2].
Еще же должно присоединить и то, что Оно чрез все
проникает, ни с чем не смешиваясь, но чрез Него Самого
ничто не проникает. Оно и все знает простым ведением, и все
просто зрит божественным, всесозерцающим и невещественным
своим оком, все и настоящее, и прошедшее, и будущее,
прежде бытия их. Оно безгрешно, и отпускает грехи, и
спасает. Оно все, что хочет, может; но не все, что может,
хочет; так, Оно может погубить мир, но не хочет
[3].
[1]
Григорий Богослов, слово 3, 22, 40.
[2]
Дионисий Ареоп., Об именах Божиих, 5.
[3]
Григорий Богослов, слово 40.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>