- Оглавление -




Глава Вторая

МЕТОДЫ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Феноменологий, как верно отмечает Г.Шпигельберг, столько же, сколько самих феноменологов. Феноменологические концепции отличаются друг от друга как различным пониманием метода исследования, так и сферой его применения. Одни феноменологи (как, например, М.Хайдеггер) интересовались онтологическими проблемами, другие – проблемами этики и общей теорией ценностей (М.Шелер, Н.Гартман), третьи – эстетикой (М.Дюфрен, Р.Ингарден) и т.д. В последние годы среди представителей феноменологического направления вновь сильно возрос интерес к психологическим, логико-математическим и социологическим . проблемам. Если учесть при этом, что многие крупные феноменологи создавали философские концепции, довольно сильно различающиеся между собой, то возникает вполне обоснованное сомнение, возможно ли вообще систематизировать принципы феноменологического анализа, т.е. выделить в нем те общие черты, которые бы позволили с некоторой определенностью утверждать, что в данном конкретном случае действительно имеет место феноменологический анализ или же феноменологическая терминология используется метафизически. И вообще, можно ли рассматривать феноменологический метод в качестве определенной исследовательской процедуры? Не служит ли он условным названием для всех псевдонаучных способов исследования, которые, не удовлетворяя научным критериям, тем не менее пытаются отстоять свое право на существование, прибегая при этом к аргументу, согласно которому феноменологический метод в принципе нельзя оценивать по масштабам научной деятельности? Такие вопросы не случайны, поскольку то, что обычно называют феноменологическим методом, в сущности, объединяет самые различные методологические процедуры, например такие, как описание, интенциональный анализ, герменевтическое истолкование и др. Эти методы основываются на различных принципах и используются для различных целей.

Конечно, в буржуазной философии можно встретить исследования, в которых феноменологическая терминология используется метафорически. Вместе с тем существует большое и постоянно растущее число работ, авторы которых пытаются применить феноменологическую методологию для анализа проблем логико-математических, естественных и общественных наук.

На практике каждый феноменолог применяет различные, а чаще всего смешанные типы феноменологического анализа (в этом отношении наиболее показательно творчество Э. Гуссерля, который пользовался практически всеми возможными методами феноменологического анализа), однако это обстоятельство не может служить препятствием для типологизации феноменологических процедур, поскольку такая типологизация позволяет более точно и полно выявить специфику различных методов феноменологического анализа, а тем самым и феноменологической методологии в целом.

Феноменологический метод применяется, как правило, для анализа проблем, так или иначе связанных с исследованием интенциональной деятельности сознания. Эта деятельность может протекать по-разному. В зависимости от установки сознания исследователя можно использовать различные методы феноменологического исследования.

При обычной (т.е. естественной) установке внимание исследователя обращено на сами явления, которые анализируются без привлечения каких-либо дополнительных (теоретических или экспериментальных) средств. Вполне понятно, что подобное исследование вынуждено ограничиваться описанием естественных феноменов, т.е. воспринимаемых явлений. Естественная установка сознания характерна для первого типа феноменологического исследования – дескриптивной, или описательной, феноменологии.

В результате проведения эпохе и редукции, понятых не как метод заключения действительности в скобки, но в качестве временного воздержания от суждений в отношении статуса ее существования, можно перейти к более детальному рассмотрению ряда существенных характеристик феноменов и тех актов сознания, которые при этом имеют место. Подобное исследование протекает на основе метода интенционального анализа, который, в свою очередь, подразделяется на эйдетический, конституитивный и трансцендентально-феноменологический.

Если вновь вернуться к исследованию реальных феноменов, не забывая, однако, о том, что смыслообразующая деятельность сознания при конституировании феноменов достаточно значительна, то в этом случае исследование будет не чем иным, как герменевтическим истолкованием. И наконец, если попытаться перенести методы исследования интенциональной деятельности сознания на саму действительность, то это будет попытка "реалистической" интерпретации феноменологии, примером которой может служить так называемая структуралистская феноменология, полагающая, что структуры сознания соответствуют структурам самой реальности. "Реалистически" истолкованная феноменология как бы вновь возвращает нас к реальности, но в отличие от описательной феноменологии, которая не эксплицирует предпосылки естественной установки сознания, а следовательно, не придерживается каких-либо определенных философских принципов, она исходит из некоторых вполне осознанных онтологических предпосылок.

Это, разумеется, лишь идеальные типы феноменологического анализа, которые не встречаются в чистом виде. Тем не менее подобная типизация позволяет установить некоторый более или менее определенный порядок в той разноголосице высказываний, когда каждый феноменолог считает, что именно он нашел наконец подлинный метод исследования, и поэтому объявляет его вершиной развития феноменологии (и, разумеется, всей философии вообще).



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 679
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение II Из интервью Сатпрема французскому журналисту
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 15 СУПРАМЕНТАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ Определить супраментальное сознание
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 14 ТАЙНА Мы можем попытаться сказать
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 13 ПОД ЗНАКОМ БОГОВ Когда Шри
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 12 СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЗАГАДКАИтак, тройное изменение сознания
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 11 ЕДИНСТВО Шри Ауробиндо предстояло провести
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 10 ЙОГИН-РЕВОЛЮЦИОНЕР Таковы открытия ментального, витального,
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение КОНЕЦ , КОТОРЫЙ ВЕЧНО НАЧИНАЕТСЯ ВНОВЬ
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Из предисловия к русскому переводу Книга Сатпрема
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Сочинения Шри Ауробиндо Почти все работы, приводимые
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение I Шри Ауробиндо ЗАПАДНАЯ МЕТАФИЗИКА И
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 17 ТРАНСФОРМАЦИЯ Проявление Духа в супраментальном
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Ссылки ВведениеThoughts and Glimpses, 16: 378The Hour
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 16 ЧЕЛОВЕК 150 ПЕРЕХОДНОЕ СУЩЕСТВО Первое
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ПСИХИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Мы 150 это
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 УСПОКОЕНИЕ ВИТАЛЬНОГО МОРАЛЬНЫЕ УЗЫВ нашем
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 СОЗНАНИЕ Однажды одному из учеников



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь