- Оглавление -




1. Дескриптивная, или описательная, феноменология

Метод описательной феноменологии применяется для исследования мира непосредственно данного, или того, что мы видим, слышим, т.е. воспринимаем непосредственно, без всяких рефлективных (разумеется, в явной форме) наслоений. Поэтому под описательной феноменологией понимается концепция, стремящаяся к непредвзятому описанию явлений, привлекших внимание исследователя. Для нее характерна естественная установка сознания: сознание ориентировано на сами явления; оно меньше всего интересуется выявлением степени своего участия в процессе описания.

Описание конкретных феноменов должно быть свободным от непроверенных предпосылок и нацелено на максимальную интуитивную данность. Описательная феноменология поэтому ориентируется, как правило, не на понятия, символы, теории и гипотезы или их конкретные референты в опыте, но на сами явления. Причем особенно учитываются те аспекты явлений, которые чаще всего не замечаются при чисто теоретическом или утилитарном подходе. В феноменологическом исследовании О.Ф.Больнова, посвященном анализу роли пространства в нашей непосредственной жизнедеятельности, приводится характерный пример того, как переезд на другое место жительства ведет к значительным изменениям в восприятии окружающего нас мира. В этом случае замечаются те аспекты окружающей среды, на которые раньше, как правило, не обращалось никакого внимания. Феноменологическое описание целесообразно применять к феноменам восприятия, хотя речь может идти и о более широком круге явлений, данных в непосредственном переживании (вплоть до субъективных переживаний прекрасного и ценного). Феноменологическое описание уместно, например, при восприятии архитектурных сооружений и вообще внешней среды, ландшафта. Так, современная архитектура жилых зданий, по мнению некоторых психологов, редко вызывает у человека какие-либо радостные чувства, она оставляет его психологически безразличным.

Умение непредвзято описывать непосредственный опыт так, как он дан в переживаниях, является неизбежной составной частью научной деятельности, особенно в тех науках, в которых удельный вес описания сам по себе значителен. Например, в психологии и психиатрии важно как можно точнее описать эмоциональное состояние субъекта.* Это также важно, когда анализируются определенные смыслы и ценности. В этом случае желательно как можно точнее описать тот опыт, в котором они переживаются как конкретные феномены. Подобное феноменологическое описание помогает сохранить и зафиксировать то богатство качеств, которое при строго теоретическом подходе может ускользнуть от нашего внимания. Феноменологическое описание желательно производить до того, как точка зрения на то или иное явление сформировалась и внимание концентрируется на тех явлениях, которые подтверждают или противоречат выработанной установке сознания.

* В работе К.Изарда "Эмоции человека" [24] содержатся прекрасные примеры того, как проводится феноменологическое описание основных проявлений эмоциональной жизни человека.

Требование сохранять широту кругозора и не строить поспешных теоретических построений до того момента, как будет проведено полное и подробное описание изучаемых феноменов, является одним из правомерных методологических принципов и, разумеется, полезно не только в описательных, но и в теоретических науках.

В свою очередь, такой непредвзятый подход можно осуществить и по отношению к средству, с помощью которого описываются явления, т.е. по отношению к языку. В этом случае предпочтение отдается не теории языковой деятельности, а описанию того, как практически функционирует язык, как он "работает", по выражению Л.Витгенштейна, в реальной жизнедеятельности человека. Язык рассматривается в качестве определенного аспекта самой практической деятельности, причем научное употребление языка выступает в качестве одного из правомерных способов его функционирования, не имеющего, однако, каких-либо особых преимуществ по сравнению с другими. Описание употребления слов и языковых выражений в различных конкретных ситуациях есть, в сущности, разновидность описательной феноменологии.

Какие методы могут быть использованы при феноменологическом описании? Здесь, безусловно, имеет место обобщение, однако оно основано не на обычной индукции, а на жизненном опыте того, кто производит описание. Инстанцией для интерсубъективной проверки феноменологических описаний является не эмпирический опыт, опирающийся на индукцию или на статистические обобщение, а наше внутреннее согласие, наше одобрение тому, что говорится в описании. Мы как бы говорим себе: "Да, это действительно так!". Опираясь на свой жизненный опыт, мы высказываем согласие или, напротив, несогласие с содержанием описания. Причем убедительность описания зависит не от количества примеров, используемых в описании, а от глубины и адекватности самого описания. Например, можно пространно объяснять, что такое дом, но можно на характерном примере показать его основные элементы и его назначение. Феноменологическое описание особенно ценно в том случае, если оно выполнено специалистом. Например, свободное интервью с видным ученым, как правило, не нуждается в количественной обработке. Данные, содержащиеся в нем, должны браться сами по себе и рассматриваться как выражение его теоретического и практического опыта. Глубина и значимость феноменологического описания в основном зависят от того, кто его производит. Лучшей иллюстрацией этого положения служит художественная и историческая литература, в которой можно найти глубокое и точное описание общественных событий и личных переживаний.

Всякое феноменологическое описание значимо для определенной пространственно-временной среды, для определенного конкретно-исторического периода. Даже, казалось бы, явно внеисторическое описание при ближайшем рассмотрении оказывается исторически обусловленным. Например, представление о том, что зимний отдых в горах является одним из лучших видов развлечений, является явно современным, так как еще совсем недавно горы рассматривались не как место отдыха, а как нежелательное препятствие в передвижении. Поэтому всякое феноменологическое описание, несмотря на кажущуюся неисторичность, всегда предполагает пространственно-временную точку, исходя из которой производится описание, и определенную систему ценностей, которой осознанно или неосознанно руководствуются при описании.

Феноменологическое описание, как уже отмечалось, опирается в основном на жизненный опыт того, кто производит описание, на его умение выделить наиболее характерное и существенное в описываемых феноменах. Описание особенно ценно тогда, когда описываемые феномены по тем или иным причинам не поддаются количественным или аналитическим исследованиям. Метод описания применялся задолго до возникновения феноменологической философии; он и сегодня применяется в научном исследовании, в художественном творчестве и в повседневной жизни. Поэтому этот метод вряд ли можно считать "собственностью" феноменологической философии.

Описание – это деятельность сознания, которая обусловлена не только свойствами описываемых феноменов, но и субъективной установкой исследователя. Поэтому в описании отражаются как характеристики реальных феноменов, так и определенные аспекты деятельности самого сознания. Последнее обстоятельство имеет немаловажное значение в познавательном процессе и нуждается в специальном анализе, к которому мы и переходим.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1204
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §56 Эта свобода, это всемогущество, обнаружением иотпечатком которых
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §58 Всякое удовлетворение, или то, что обычно называютсчастьем,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §62 Мы показали, что первое и простое утверждение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §63 Мы признали, что временное правосудие,пребывающее в государстве,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §66 Мораль без обоснования, т.е. простое морализирование, неможет
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §68 После этого отступления, доказывающего тождество чистойлюбви и
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Примечания Предисловие к первому изданию Метафизика греч. 150
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §8 Как из непосредственного солнечного света взаимствованное отражение
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §6 Пока же, в этой первой книге, мы
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Первая О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Ob nicht Natur zulezt sich dochergr252ndeИ не раскроется
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §55 Воля как таковая свободна: это следует уже
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Четвертая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §52 Мы рассмотрели все искусства в той общности,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §69 Мы достаточно охарактеризовали, в границах нашегоисследования, отрицание
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §11 В этом отношении действительной противоположностьюзнания является чувство,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §15 И вот, если при нашем убеждении, что
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Вторая О МИРЕ КАК ВОЛЕ Первое размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §22 Эта вещь в себе удержим кантовский термин
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §26 Нижней ступенью объективации воли являются всеобщие силыприроды,
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §28 Мы рассмотрели великое многообразие и различие явлений,в
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | Книга Третья О МИРЕ КАК ПРЕДСТАВЛЕНИИ Второе размышление:
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §39 Ко всем этим размышлениям, выдвигающим субъективныймомент эстетического
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §50 Итак, если целью всякого искусства служит передачапостигнутой
  • А. Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | §44 То, чем для низших ступеней объектности воли
  • С. С. Аверинцев. МИР КАК ШКОЛА | Примечания Certamen Hesiodi et Homeri. Anstotelis Poetica 2,
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 1 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБHОСТИ, ЗАМЕЩЕHИЯ И ЗАВИСИМОСТИ
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 6 УПРАЖНЕНИЯ В ДИАЛОГЕ Если бы мне
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 2 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБHОСТИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЛЮБВИ Эта
  • Джон Пауэлл. КАК УСТОЯТЬ В ЛЮБВИ | Глава 3 ЛЮБОВЬ И ОБЩЕHИЕ Это произошло, когда



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь