Выученная беспомощность

Выученная беспомощность - Человек может приобретать своеобразный негативный опыт, состоящий в том, что его действия никак не влияют на ход событий и не приводят к желательным результатам. Такой опыт усиливает ожидание неподконтрольности человеку результатов его действий, вследствие чего возникает тройственный дефицит - мотивационный, когнитивный и эмоциональный.
Мотивационный дефицит проявляется в торможении попыток активного вмешательства в ситуацию. Когнитивный - в трудности последующего научения тому, что в аналогичных ситуациях действие может оказаться достаточно эффективным. Эмоциональный же дефицит проявляется в возникающем из-за бесплодности собственных действий подавленном или даже депрессивном состоянии. Сознание несопряженности между действием и его результатом может иметь далеко идущие последствия и, если не в ситуации достижения, то хотя бы в ситуации избегания, приводить к депрессивно окрашенной беспомощности. К примеру, если все способы лечения оказываются безрезультатными и болезнь представляется неизлечимой.

Неудача порождает большую беспомощность, чем успех. Но даже успех, который не получает внутреннего объяснения, может вести к проявлению выученной беспомощности вплоть до эмоционального дефицита - появления тревоги.

Выученная беспомощность наблюдается, когда задание кажется выполняющему его человеку настолько трудным, что начинаются сомнения в своей способности найти правильное решение и каждый результат переживается как неподконтрольный. Постоянно накапливающиеся неудачи ведут к научению беспомощности при условии, что вера в принципиальную разрешимость задачи еще не подорвана, если другие справляются с заданием.

В исследовании, проведенном с учениками V класса в естественной для них ситуации школьных занятий, один из двух учителей давал школьникам разрешимые, а другой - неразрешимые задания. Когда же впоследствии <неразрешимый> учитель давал им задания, которые предварительно, работая с первым учителем, они решали, ученики уже не справлялись с ними. Можно предположить, что дети догадывались о том, что учитель давал им неразрешимые задачи. В этом случае при работе с <неразрешимым> учителем у них могло сложиться убеждение в несопряженности между их действием и результатом, а переживание неудачи и негативная самооценка могли отсутствовать. В итоге они должны были усомниться не в своих способностях, а в своем учителе. Объективная беспомощность при работе с разрешимыми задачами должна проявляться в весьма ограниченных, особых социальных ситуациях.

Человек может прекратить попытки, почувствовав их неэффективность в осуществлении желательного поведения. Или он может быть уверенным в своих способностях, но прекратить попытки к действию, ожидая, что его поведение не окажет нужного эффекта на окружение, лишенное отзывчивости, или будет постоянно наказываться.

Приписывание причин неудачи своей неспособности может серьезно нарушить процесс решения задачи.

Пятиклассники, подразделенные на группы <беспомощных> и <ориентированных на достижение>, после непродолжительной стадии упражнения сталкивались с длительной неудачей в выполнении задания на различение понятий. Ориентированные на достижение успеха дети реагировали на неудачу в первую очередь размышлением о том, как рациональнее организовать процесс решения задачи. В то же время их <беспомощные> товарищи изнуряли себя, объясняя неудачи своей бездарностью, одновременно пытаясь защититься от негативных аффектов и теряя время на безотносительные к заданию фантазии. Кроме того, если большинство ориентированных на достижение детей продолжали придерживаться целесообразных стратегий выдвижения гипотез или даже переходили к еще более эффективным стратегиям, то почти все <беспомощные> дети отказывались от таких стратегий в пользу более примитивных и неэффективных гипотез.





Просмотров: 1440
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь



Другие новости по теме:

  • Атрибуция успеха и неудачи
  • Виды учебных действий в начальной школе
  • Возможности изменения самооценки ребенка
  • Воображение и постановка задачи
  • Депрессивный процесс в хронологической последовательности
  • Дефицит общения
  • Дисгармоничная личность
  • Игра "Конкуренция"
  • Изменения самооценки ребенка
  • Категоричность
  • Когнитивная ориентация
  • Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса
  • Методика изучения ригидности мышления
  • Общие представления о задачах
  • Опросник Реана
  • Переключение внимания ребенка
  • Причины стрессового напряжения
  • Проблема как форма творческого поиска
  • Процедура "Выявление и решение педагогической задачи"
  • Психологическая устойчивость
  • Ролевая игра "Посредники"
  • Самооценка
  • Ситуационная модель руководства Фидлера
  • Творческая задача
  • Тест "Хорошие ли учителя у Вашего ребенка?"
  • Техника преодоления выученной беспомощности
  • Типы конфликта по сочетанию положительного и отрицательного
  • Факторы развития навязчивостей
  • Четыре ступени развития практической деятельности детей
  • Элементы самоубийства



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь