Развитие психики

Развитие психики - У каждого ребенка свой индивидуальный путь развития. Дети развиваются не только разными темпами, но и проходят через индивидуально своеобразные ступени развития. Однако при этом, конечно, существуют и общие закономерности, знание которых необходимо для понимания индивидуального развития ребенка.

Если школьник понимает на доступном ему уровне основания тех операций, которыми он овладевает, то обучение вносит определенный вклад в его развитие. Если же путем многократных упражнений ребенок лишь научается производить те или иные операции, не осознавая их внутренней логики, это не продвигает его в общем развитии.

Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество. Ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершаете я. В этом заключается основной закон психического развития ребенка.

Развитие личностных психических свойств совершается в процессе деятельности, целью которой является разрешение встающих перед ребенком жизненных и учебных задач. Поэтому там, где при воспитании и самовоспитании результатом, подлежащим достижению, является самое развитие и формирование личностных психических свойств, этот результат может и должен достигаться в деятельности, направленной непосредственно на разрешение жизненных задач.

Психика человека формируется в ходе присвоения культуры - продукта труда исторического человека. Сам процесс присвоения выступает как своеобразное надбиологическое творчество, сотрудничество, кооперация между взрослыми и развивающимся ребенком. Причем психическое развитие есть творчество в общении, диалогическое по своему существу, так что изменения имеют место не только на полюсе ребенка, но и на полюсе взрослого.

Ребенок для воспитывающего его взрослого выступает (должен выступать) как самодостаточная личность. Индивид как личность (т. е. как социальное свойство индивида) для внешнего наблюдателя выступает своей постоянной незавершенностью и возможностями к преодолению неблагоприятных обстоятельств, вследствие чего каждый индивид потенциально в.состоянии нарушить любое предписываемое ему направление жизненного пути. Имеющиеся в народном фольклоре поговорки типа <Горбатого могила исправит>, <Яблоко от яблони недалеко падает> говорят об устойчивых и неадекватных для процесса воспитания обыденных установках с генетической <подоплекой>, когда взрослые не видят, не осознают и не признают в воспитанниках самодостаточную личность, но лишь отдельную особь, детерминируемую генетико-средовым взаимодействием.

Творчество есть родовая особенность человека. Возможности к нему сохраняются при всех обстоятельствах человеческой жизни и в каждой ее временной точке.

Ориентация субъекта на творчество как на норму повседневного существования, как на самоцель и деятельное проявление надбиологической свободы субъективно способствует реализации личностного начала индивида. Наоборот, субъективное представление об индивиде лишь как об отдельной особи, звене в биологическом процессе воспроизводства генетического материала и, таким образом, отождествление его жизнедеятельности с функционированием человеческого организма тормозит реализацию личностного начала индивида и приводит к умиранию человека как личности задолго до его биологической смерти.





Просмотров: 1350
Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь



Другие новости по теме:

  • А.Н.Леонтьев. БИОЛОГИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ В ПСИХИКЕ ЧЕЛОВЕКА >> 1 Проблема биологического и социального имеет для научной психологии решающее значение.
  • Ведущая деятельность
  • Ветви психологии
  • Влияние семьи на становление личности
  • Голосовые контакты с ребенком
  • Движущие силы развития
  • Детская коммуникация
  • Детская психология
  • Дошкольный возраст
  • Женевская школа генетической психологии
  • Значение игры для всестороннего развития личности ребёнка
  • Зона ближайшего развития
  • Зоны обучения
  • Контакты в ходе совместных действий
  • Личность как субъект политики
  • Отечественная психология
  • Построение воспитывающего диалога
  • Предмет и задачи психологии
  • Проблема периодизации психического развития в детском возрасте
  • Проблемы раннего детства
  • Психика
  • Психологическая готовность к школьному обучению
  • Развитие игры ребенка
  • Развитие личности. Основные тезисы
  • Развитие ребенка
  • Развитие речи ребенка
  • Речь и мышление младенца
  • С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии >> РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ У РЕБЕНКА РАЗВИТИЕ И ОБУЧЕНИЕ Будучи историческим существом, человек вместе с тем и даже прежде всего естественное существо: он - ...
  • Самосознание
  • Система психических явлений



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь