Речь. Основные тезисы

   Речь - сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
   Речь - усилитель всех психических сил человека: познавательных процессов, чувств, волевых процессов.
   Речь и язык - катализатор нашего личного и общественного опыта.
   Язык - система знаков любой физической природы, служащая средством человеческого общения мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передача от поколения к поколению и хранение информации. Язык существует и реализуется через речь как звуко-словесное общение. Речь не исчерпывает природы языка.
   Специфика речи:
   1. способствует развитию других психических процессов;
   2. сквозной процесс только у человека для осознанной психики;
   3. не интерперсональный, а межиндивидуальный характер;
   4. это не просто процесс, это деятельность.
   Функции речи: анализирующая, планирующая, интеллектуальная, коммуникативная, регулирующая.
   Характеристики речи: фонетическая, лексическая, грамматическая, синтаксическая.
   Свойства речи: содержательность, понятийность, выразительность, воздейственность.

   Классификация речи (по Выготскому)
   Эгоцентрическая. Речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Сначала ребенок адресует внешнюю речь взрослому, предлагая помочь ему, затем он сам начинает анализировать ситуацию с помощью речи, пытаясь найти выход. И, наконец, с помощью речи он начинает планировать то, что он не может сделать с помощью непосредственного действия. Так по Л.С. Выготскому рождается интеллектуальная и регулирующая поведение функция речи самого ребенка. Эгоцентрическая речь переходит во внутреннюю.
   Внутренняя речь. Это различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации. В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. Есть 3 типа внутренней речи: а) "речь про себя" - внутреннее проговаривание, б) собственно речь - как средство мышления, использующая специфическую структуру (коды образов и схем), в) внутреннее программирование - формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.
   Внешняя речь. Вербальное общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Бывает устная (монологическая и диалогическая речь) и письменная. Монологическая речь - развернутая речь в основе которой лежит и самостоятельный мотив, и самостоятельный замысел, которые должны быть достаточно устойчивы, определяя создание программы активного самостоятельного речевого высказывания. Диалогическая - беседа, обычно ситуативная.
   Письменная речь. Речь без собеседника, ее мотив и замысел полностью определяется субъектом. Опирается лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.

   Филогенез и онтогенез речи
   У животных есть один вид речи - экспрессии (эмоциональная). Носит сигнальный характер, отсутствуют интеллектуальная и символическая функции речи. У человека первые элементы речи появились в ходе выполнения совместных трудовых действий, когда появилась потребность что-либо сказать друг другу. Первые слова скорее всего указывали на определенные действия, орудия, предметы. Но слово не только обозначает, но и обобщает. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или ситуаций, оно стало выделять их общие устойчивые свойства. Таким образом, в слове стали фиксироваться результаты познания.

   Взаимосвязь речи и мышления
   Традиционно ставится вопрос об отношении мысли к слову, мышления к речи. Функции речи как функции высшие, присущие человеку формы психологического общения возможны только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность. Значение слова, его обобщенное отражение представляет собой акт мышления.
   Отношение между речью и мышлением в филогенезе:
   1. Генетические корни мышления и речи различны;
   2. Развитие мышления и речи идет по различным линиям и независимо друг от друга;
   3. Отношение между мышлением и речью не является сколько-нибудь постоянной величиной на всем протяжении филогенетического развития.
   Отношение мысли к слову есть процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно от слова к мысли, внешняя речь - это процесс превращения мысли в слова, внутренняя речь - мышление чистыми значениями, но неустойчивыми, текучими. Мысль не состоит из отдельных слов так как речь. Прямой переход от мысли к слову невозможен, это всегда опосредованный путь.

Вернуться к содержанию



Просмотров: 1611
Категория: Статьи



Другие новости по теме:

  • Активный словарный запас
  • Вербальное мышление
  • Виды речи
  • Выразительность речи
  • Дауншифтинг
  • Жесты нервозности
  • Интонация
  • Кассир-операционист
  • Классификация методов современной психологии. Основные тезисы
  • Концепции мышления в отечественной и зарубежной психологии. Основные тезисы
  • Критерии эффективного управления
  • Методика "Закономерности числового ряда"
  • Методика "Определение активного словарного запаса"
  • Методика исследования гибкости мышления
  • Методы исследования мышления. Основные тезисы
  • Методы исследования эмоций. Основные тезисы
  • Нарушение мышления
  • Нарушения речи
  • Образность речи
  • Принципы психологического консультирования
  • Психические процессы
  • Психодиагностическая методика "Три желания"
  • Речевые упражнения
  • Речь
  • Руководитель-оратор
  • Стрессовое напряжение
  • Тест "Ваш психологический возраст"
  • Упражнение "Веселый мусорщик"
  • Упражнение "Мои жизненные и профессиональные планы"
  • Четкость речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь