Характер

Характер - Система отношений человека к бытию, характерные особенности отношения к тем или иным аспектам бытия. Чаще всего используется как особенности отношений с окружающими людьми. Хотя проявляться характер может, например, и в отношении к себе, работе, родине, животным, книгам, общественным процессам. Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации.

Характер во многом является проявлением жизненной стратегии человека, то есть сознательного распределения целей и задач жизнедеятельности, приоритетов и ценностей.

Со стороны своего жизненного содержания каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям своего развития. Но далеко не всякое отношение становится чертой характера. Ею является или становится лишь существенное отношение к обстоятельствам жизни и к собственным действиям. Принципиальность, жизнерадостность, честность, требовательность, строгость, настойчивость и многие другие черты характера представляют укоренившиеся в личности отношения к окружающей действительности, обществу, труду, к другим людям и к самому себе.

Знать характер человека - это знать те существенные для него черты, которыми определяется весь образ его действий. Для определения характера каждого человека надо знать проявления его типичных отношений к тем или иным сферам жизни. Иной человек в обыденных ситуациях представляется как обладающий сильным характером, но тот же человек обнаруживает свою полную бесхребетность, когда дело коснется принципиального плана. Весь вопрос в том, в какой мере то, что существенно для данного человека, является также и объективно существенным, в какой мере значимым для индивида является общественно значимое. Этим определяется значительность характера.

Характер человека - и предпосылка и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях. Обуславливая поведение, он в поведении же и формируется. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость, это в потенции - будущая черта характера. Путь к формированию характера лежит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных на их закрепление поступков.

Очевидно, что характер человека - это в известной мере не всегда осознанное мировоззрение, ставшее натурой человека.

Формирование различных качеств личности становится возможным лишь при условии овладения ребенком тем поведением, в котором выражаются эти личностные свойства. Ребенок под руководством взрослого должен овладеть внешним способом организации своего поведения, которое требует вначале постоянного контроля со стороны других людей, коллектива. Затем контроль переходит к самому ребенку и осуществляется внутренними средствами. И наконец, требуемое поведение становится привычным и-может постепенно перейти в черты характера.

Узловой вопрос - это вопрос о том, как мотивы (побуждения), характеризующие не столько личность, сколько обстоятельства, в которых она оказалась по ходу жизни, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Побуждения, порождаемые обстоятельствами жизни,- это и есть тот <строительный материал>, из которого складывается характер. Для того чтобы мотив стал личностным свойством, он должен генерализоваться по отношению к ситуации, в которой он первоначально появился, распространившись на все ситуации, однородные с первой. Свойство характера - это, в конечном счете, и есть тенденция, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях. Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в определенных условиях определенных поступков. Истоки характера человека, и ключ к его формированию - в побуждениях и мотивах его деятельности. Исходное здесь - это отбор и <прививка> надлежащих мотивов путем их генерализации и стереотипизации.


  • Брутальность   Черта характера, проявляющаяся в жестокости, бесчеловечности, зверском отношении к другим людям.
  • Гуманизм   Проявление характера человека, заключающееся в доброте, отзывчивости, сострадании, милосердии по отношении к другим людям и животным.
  • Значение структуры характера в формировании садизма   Фромм пишет о значении структуры характера в формировании садизма. У человека, который еще в меньшей степени чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились компенсаторные способности, выполняющие функцию инстинктов.
  • Интересы   Интерес - особенность характера человека, отношение к какому-то объекту, сфере жизнедеятельности как к интересной, то есть как к источнику полезной, вызывающей положительные эмоции информации, знаний.
  • Мотивированное поведение как характеристика личности   Со временем ведущие мотивы поведения человека становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности.
  • Основные проблемы исследования характера   Основная проблема изучения характера - концептуальная.
  • Отношение к изменениям   Положительное или отрицательное отношение к изменениям "вообще", проявляющееся соответственно в оптимизме или пессимизме.
  • Отношение к эксплуатации   Черта характера, отражающая отношение человека к эксплуатации человека человеком.
  • Понятие о характере   Понятие "характер" обычно используется для определения наиболее ярких личностных качеств одного конкретного человека.
  • Раскрепощенность   Низкий уровень самокритики человеком своего поведения (особенно внешней его стороны), богатство арсенала выразительных свойств, общая физическая мобильность.
  • Самоидентификация   Уподобление себя какому-то конкретному человеку или образу человека.
  • Смелость   Черта характера, склонность в рискованных ситуациях действовать активно, а не пассивно, не избегать проблем, а преодолевать их.
  • Соотношение понятий "характер" и "темперамент"   Характер (система отношений человека к миру) и темперамент (устойчивое сочетание динамических характеристик поведения).
  • Уверенность   Характеристика поведения человека, отражающая то, насколько он принимает собственные решения как должное; уверенный человек, поставив перед собой некоторую цель или задачу, потом редко пересматривает свое решение, всеми силами стремится к достижению цели или решению задачи.
  • Формирование характера   Формирование черт характера в разные возрастные периоды.
  • Целеустремленность   Степень активности человека в достижении цели (целей). Целеустремленность может проявляться как и в отношении конкретной цели, так и в отношении целей вообще ("целеустремленный по жизни").
  • Эсхатологичность   Черта характера человека, очень негативное отношение к своему будущему, будущему окружающих людей и всего социума; крайний пессимизм.
  • Ядро характера   Основные, системообразующие личность человека особенности характера, зарождающиеся в детском и подростковом возрасте и определяющие индивидуальные особенности человека на весь последующий период.




    Просмотров: 2027
    Категория: СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ » Психология » Психологический словарь



    Другие новости по теме:

  • Брутальность
  • Гневливость
  • Гуманизм
  • Демонстративность
  • Женственность
  • Интересы
  • Инфантильность
  • Лживость
  • Личность
  • Мотивированное поведение как характеристика личности
  • Невроз, связанный с особенностями характера
  • Независимость
  • Общее понятие о характере
  • Основные проблемы исследования характера
  • Отношение к изменениям
  • Отношение к эксплуатации
  • Подражательность
  • Понятие о характере
  • Связь характера и темперамента
  • Соотношение понятий "характер" и "темперамент"
  • Стремление к развлечениям
  • Типическое и индивидуальное в характере
  • Утомляемость
  • Формирование характера
  • Характер в структуре личности
  • Характер и методы его изучения. Основные тезисы
  • Характер и темперамент
  • Черты характера
  • Эсхатологичность
  • Ядро характера



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь