МЕТАРЕАЛИЗМ

(metarealism) - художественно-интеллектуальное течение 1970-х-1990-х гг. в России, представленное поэзией и эссеистикой Ольги Седаковой, Виктора Кривулина, Алексея Парщикова, Ивана Жданова, Александра Еременко, Елены Шварц, Аркадия Драгомощенко, Ильи Кутика, Владимира Аристова, и др. (иногда к этому движению относят неясный термин "метаметафоризм"). В философском плане метареализм - это мета-физический реализм, т.е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей. В стилевом плане - это мета-форический реализм, переходящий от условного подобия вещей к их реальной взаимопричастности, т.е. от метафоры - к метаболе (см.).

То, что в искусстве обычно называют вреализмомг, - это реализм всего лишь одной из реальностей, социально-эмпирической. Метареализм - это реализм многих реальностей, связанных непрерывностью метаболических превращений. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свёрнутая в математическую формулу, и реальность, про которую сказано - ви горний ангелов полётг. Образ-метабола - способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства.

Метареальный образ не просто отражает одну из этих реальностей (зеркальный реализм), не просто сравнивает, уподобляет (метафоризм), не просто отсылает от одной к другой посредством намёков, иносказаний (символизм), но раскрывает их подлинную сопричастность, взаимопревращение - достоверность и неминуемость чуда. в...Я знаю кое-что о чудесах: они как часовые на часахг (О. Седакова). Чудеса блюдут законы иной реальности внутри этой, образ становится цепью метаморфоз, охватывающих Реальность как целое, в её снах и пробуждениях, в её выпадающих и связующих звеньях. Приставка вметаг прибавляет к вреализмуг то, что сам он вычитает из всеобъемлющей Реальности.

При этом слова устремляются к пределу культурной всеотзывчивости, архетипической и кенотипической (см.) многозначности, укореняются в глубинах языковой памяти. Метареализм - поэзия подчёркнутых слов, каждое из которых стремится к максимуму значимости и многозначности. Как самохарактеристика этой поэзии звучат строки Ивана Жданова:

То ли буквы непонятны, то ли

нестерпим для глаза их размах -

остаётся красный ветер в поле,

имя розы на его губах.

Значение достигает такой интенсивности, что исчезает разница между означающим и означаемым. От букв, составляющих имя розы, остаётся ветер, окрашенный в цвет самого цветка: назвать - значит приобрести свойства названного. В той сверхдействительности, которую исследуют поэты- метареалисты, нет человечески условного противопоставления вещи и слова: они обмениваются своими признаками, мир читается как книга, написанная буквами внестерпимого размахаг.

Образная база метареализма - история мирового культуры, в её энциклопедических сжатиях и извлечениях. Метареальный образ - это маленькая словарная статья, микроэнциклопедия культуры, спресованной всеми своими жанрами и уровнями, переводящей себя с языка на язык. Отсюда отсутствие явно выраженного лирического героя, который заменяется суммой видений, геометрическим местом точек зрения, равноудалённых от вяг, или, что то же самое, расширяющих его до всверх-яг, состоящего из множества очей.

Метареализм не следует возводить к символизму , который подразделял реальность на внизшуюг и ввысшуюг, вмнимуюг и вподлиннуюг, приготовляя тем самым восстание этой внизшейг реальности и последующее торжество плоского реализма. Метабола отличается от символа тем, что предполагает взаимопроникновение реальностей, а не отсылку от одной, служебной, к другой, подлинной. Привилегии уничтожены. В метареальном искусстве каждое явление воспринимается как цель в себе, а не средство для постижения или отображения чего-то другого. Нравственный императив, предназначенный Кантом только для человека, распространяется метареализмом на весь мир явлений.

Метареализм имеет мало общего с сюрреализмом, поскольку обращается не к подсознанию, а к сверхсознанию, не опьяняет, а протрезвляет творческий разум. вС сюрреалистическими образами дело обстоит так же, как с образами, навеянными опиумом...г (А. Бретон, вМанифест сюрреализмаг). Сюрреалисты отталкивались от чрезмерно трезвой и сухой буржуазной действительности. Метареализм отталкивается скорее от пьяной хмари и марева, обволакивающего исторический горизонт коммунизма, и каждым образом зовёт к пробуждению, к выходу из гипнотического опьянения одною, вэтойг реальностью, к многомерному восприятию мира.

Поэты и художники-метареалисты, при всём различии индивидуальных манер, объединяются метафизическим чувством пространства, через которое каждая вещь граничит с чем-то иным, вперешагиваетг себя. Явления здесь не фиксируются на уровне отдельных вобъектовг или всимволовг - дискретность преодолевается непрерывностью силовых линий, эстетика которых отличает метареализм и от вжизнеподобногог, и от абстрактного искусства. В живописи - у Евгения Дыбского, Игоря Гониковского - метареализм проявляется как снятие оппозиции между вабстрактнымг и впредметнымг: изображается структура, а не эмпирическая поверхность вещей, но при этом сама структура обнаруживает свою собственную вещность. Среднее между геометрически условной абстракцией и реалистически очерченной вещью - это само пространство, представляющее собой абстракцию от отдельных вещей и вместе с тем вещественную наполненность и протяжённость самих абстракций.

На метареальной картине с пространства содран наружный слой, вкожаг (которую пристально рассматривают гиперреалисты), но не обнажена геометрическая схема, анатомический вкостякг (как в абстрактционизме). Срез проходит где-то посередине между кожей и скелетом: среди мышечных напластований, волокнистых сплетений, лимфатических узлов и кровеносных сосудов - всей той мягкой и проводящей органической ткани, через которую совершается обмен веществ между вещами, метаболизм пространственной среды. Пространство в его многослойности, упругости, способности простираться из себя и за себя, в его зримой мета-физичности, - главный герой метареального искусства.

-----------------------------------------------------------

M. Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. М.,

Советский писатель, 1988, 139-176

М. Эпштейн. Постмодерн в России: литература и теория. Москва, ЛИА Р. Элинина, 2000, 106-140.

M. Эпштейн. Тезисы о метареализме и концептуализме. Что такое метареализм?, в кн. Литературные манифесты от символизма до наших дней. Сост. и предисл. С. Б. Джимбинова. М. ХХ1 век - Согласие, 2000, сс. 514-527.

Михаил Эпштейн

Просмотров: 1578
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Т.В.Артемьева, И.П.Смирнов, Э.А.Тропп, Г.Л.Тульчинский, М.Н.Эпштейн. Проективный философский словарь, 2002 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Автор как переводчик себя
  • Знание “что”
  • ЗНАНИЕ ЧТО
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Материя (объективная реальность) и идеальное (как субъективная реальность)
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Мудролюбие, что и любомудрие
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Природа телевидения как искусства
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Самоубийство как образ жизни
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Упирать на что-л
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Что такое русская идея?
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Школа как культурно-образовательное пространство
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Я знаю, что ничего не знаю
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь