Материя (объективная реальность) и идеальное (как субъективная реальность)

– противоположные друг другу два базовых вида бытия. Определение М., принятое в диалектическом материализме, недостаточно по двум причинам: во-первых, оно не онтологично, ибо определяет М. через противоположность не другому всеобщему атрибуту, но частному явлению человеческого сознания; во-вторых, провозглашается не взаимодополнительность М. и И., но генетическая и функциональная «первичность» М. по отношению к И. С точки зреня коррелятивной онтологии сущностное различие между М. и И. заключается в том, что М. имеет внешнее, а И. – внутреннее основание. Проявления М. задаются внешними повторяющимися  отношениями – законами, а проявления И. как субъективной реальности – внутренними программами, в основе которых лежит неповторимость сущего как индивидуальности. М. определяет И., является независимым от него двояко: образы (idealle по Гегелю) субъективной реальности отражают объективную реальность, а идеальные образцы-проекты (ideеllу по Гегелю), в своей реализации наталкиваются на объективные трудности, «сопротивление материала» и вынуждены сответственно корректироваться (программа, не отражающая адекватно законосообразную реальность, не работает). Но также двояко И. определяет М. и соответственно М. оказывается зависимым от И.: И. не сводится к образам, результатам отражения, но обладает возможностью творчества образцов, несводимых к перекомбинации образов и не являющихся следствием, однозначно определяемым объективной детерминацией; идеальные образцы, в свою очередь, реализуясь в М., управляют созданием новой объективной реальности, доопределяют бытие. Соотношение М. и И. можно пояснить с помощью сравнений, принадлежащих К.Марксу и А.Уайтхеду. Маркс называет атом Демокрита материальным, а атом Эпикура идеальным, имея в виду, что поведение атомов у Демокрита полностью детерминируется внешними отношениями, а в атоме Эпикура присутствует возможность спонтанного «отклонения». Уайтхед отмечает, что у материалиста Лукреция атом выступает таким, как он представт перед другими, а у Лейбница его атомы-монады свидетельствуют о о том, как они ощущают сами себя. - Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские оснвы мирвоззрения) в 3-х састях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 93-121; его же .Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 47-57.

Просмотров: 1514
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
  • Автор как переводчик себя
  • Воля как характеристика сознания
  • ИДЕАЛЬНЫЕ РЕАЛЬНОСТИ
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Объективная реальность
  • Объективная реальность
  • Объективная реальность
  • ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Поведение как эксперимент
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕАЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕК. Метафизика человеческого бытия
  • С.Франк:Действительность, реальность, идеальное бытие
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • Субъективная реальность
  • Субъективная реальность
  • Субъективная реальность
  • У истоков атомистических идей. Атом как первоначало
  • ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
  • Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь