РЕФОРМА

(франц. reforme, от лат. reformo - преоб­разовываю), преобразование, изменение, переустрой­ство к.-л. стороны обществ. жизни (порядков, институ­тов, учреждений), не уничтожающее основ существую­щей социальной структуры. С формальной т. зр. под Р. подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политич. практике и политич. теории Р. обыч­но называют более или менее прогрессивное преобразо­вание, известный шаг к лучшему (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 15, с. 107).

В условиях антагонистич. общества Р., поскольку она имеет вынужденный характер (уступка со стороны господствующего класса своему классовому против­нику), двойственна и по содержанию, и по влиянию, к-рое она оказывает на ход социальных процессов. С одной стороны, Р. есть реальный шаг вперёд, улуч­шающий в том или ином отношении положение трудя­щихся, предпосылка для дальнейшей их борьбы, с другой - Р. является «...предохранительной реак­цией, т. е. предохраняющей правящие классы от паде­ния мерою...» (там же, т. 7, с. 209); правящие классы соглашаются на Р., чтобы ослабить напор революц. сил, направить его в русло заурядного реформаторства и сохранить своё господство. Противоречивый характер Р. подтверждается, напр., всей историей социального законодательства капитализма. В развитых бурж. странах организованная борьба рабочего класса при­вела к серии Р., улучшивших положение трудящихся. Вместе с тем успехи рабочего движения сопровожда­лись ростом реформистских иллюзий, распространением влияния социал-демократов (см. Реформизм). Коммунистич. партии, поддерживая непосредственные, бли­жайшие требования трудящихся, выступают за дове­дение их борьбы до коренного переустройства обще­ства.

Соотношение Р. и революции - одна из важнейших теоретич. и практич. проблем междунар. рабочего дви­жения, мирового революц. процесса в целом. Принци­пиальное отличие реформистского пути от революцион­ного заключается в том, что при первом власть оста­ётся в руках прежнего правящего класса, а при втором власть переходит в руки нового класса. Имея в виду указанное различие, В. И. Ленин писал: «Понятие реформы, несомненно, противоположно понятию рево­люции; забвение этой противоположности, забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым серьезным ошибкам... Но эта про­тивоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь опре­делить в каждом отдельном конкретном случае».

Ленин боролся как против реформистов, ревизиони­стов, к-рые «забывают» эту грань, так и против догма­тиков, сектантов, которые метафизически противопо­ставляют Р. революции и принижают роль борьбы за Р. Значение Р. в революц. процессе определяется слож­ным переплетением объективных и субъективных фак­торов, среди к-рых первое место занимает соотношение классовых сил как в междунар. масштабе, так и в рам­ках каждой страны. В зависимости от него возможны два осн. пути революц. преобразований: мирный и не­мирный. В свою очередь, в зависимости от того, по ка­кому пути пойдёт революция, Р. играют существенно различную роль.

В условиях немирного развития революции роль и значение Р. совершенно точно описываются формулой Ленина: «...реформы, как побочный продукт революционной классовой борьбы пролетариата». Практически это означает, что рабо­чий класс и его партия ориентируются на непосредств. осуществление радикальных политич. и социально-экономич. преобразований. Борьба за те или иные Р. преж­де всего выступает как средство подготовки политич. революц. армии, создания, укрепления классовых орг-ций, воспитания пролет. сознания. Если революция побеждает, Р. осуществляются как её «побочный про­дукт», если же революция терпит поражение, то ха­рактер и значимость вырванных у господствующего класса уступок определяются размахом и глубиной революц. борьбы.

В условиях мирного перехода к социализму формула о Р. как «побочном продукте» уже не отражает всех особенностей революц. процесса. «В новой историче­ской обстановке - говорится в Программе КПСС - рабочий класс  многих стран еще до свержения капита­лизма может навязать буржуазии осуществление та­ких мер, которые, выходя за пределы обычных ре­форм, имеют жизненное значение как для рабочего класса и развития его дальнейшей борьбы за победу революции, за социализм, так и для большинства на­ции». Мирный путь к социализму предпо­лагает ряд переходных этапов, промежуточных мер, «комбинированных типов» (В. И. Ленин), экономич. и политич. организации, посредством к-рых будут ограничиваться власть монополий, укрепляться анти-монополистич. коалиция, происходить изменения в са­мой структуре общества. Борьба за такие глубокие Р. выступает как важное средство активизации масс, по­степенного подрыва позиций господствующего класса, как особая форма революц. процесса. Такие, выхо­дящие за пределы обычных, Р. рассматриваются как совокупность постепенных коренных преобразований, к-рые, хотя и не «вводят» социализм, но уже непосред­ственно затрагивают основы капиталистич. строя, от­крывают социалистич. перспективу.

Принципиальное отличие такой позиции от рефор­мистской заключается в том, что коммунисты не отры­вают борьбу за Р. от борьбы за политич. власть и за коренные революц. преобразования при помощи этой власти. Смысл политики коммунистов в том и состоит, чтобы не ждать пассивно революц. ситуации, а постоян­но бороться за демократич. цели, достижение к-рых ведёт к усилению социалистич. сил и создаёт почву для относительно мирного взятия власти рабочим классом. При таком развитии событий Р.- существ. элемент самого революц. процесса, практич. выражение сочетания борьбы за демократию с борьбой за социа­лизм.

С победой социализма противоположность Р. и рево­люции снимается окончательно. Отсутствие классовых антагонизмов ведёт к тому, что сдвиги в обществ. отношениях как правило осуществляются путём более или менее постоянного изменения, развития, совершен­ствования существующих порядков.

Просмотров: 477
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Советский философский словарь, 1974 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • »ЛЕВ ТОЛСТОЙ, КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ»
  • Воля как характеристика сознания
  • Второе значение образования как результата
  • Игра как форма общения
  • Игрушка как средство общения
  • Кинезитерапия как средство терапевтического общения
  • КОНСЕРВАТИЗМ РАБОЧЕГО КЛАССА
  • Мобильный телефон как средство общения
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как средство дистанционной неинструментальной психодиагностики
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В РОССИИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РАБОЧЕГО КЛАССА КОНСЕРВАТИЗМ
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • Самоубийство как образ жизни
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • Фрейм -«как если бы»
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь