ВОПРОС КОНТАКТНЫЙ (ВВОДНЫЙ)

- разновидность вопроса, выполняющего методич. и психологич. функции в начальной стадии со-циологич. опроса, после того как получено согласие респондента на опрос. Психологич. задачи В.к. состоят в том, чтобы поддержать, развить и закрепить ту мотивацию респондента на участие в опросе, к-рая была создана во вступительной беседе интервьюером, анкетером или вводным обращением к анкете (при заочном опросе). Методич. задачи В.к. состоят в обучении практич. навыкам заполнения анкеты: знакомство с полным текстом вопроса, обдумывание и выбор ответа, его регистрация в соответствии с инструкцией. В связи с психологич. функциями В.к. образно называют "вопросами для разбивания льда", они во многом определяют дальнейшую психологич. атмосферу общения респондента и анкеты, вводят его в тему опроса, формируют интерес к сотрудничеству с исследователем, уверенность в собственной компетентности, важности и ценности собираемой информации. Выбор В.к. определяется темой исследования и особенностями совокупности опрашиваемых. Общие требования к вводным вопросам: методк простота (они не должны содержать длинных и утомительных списков возможных ответов, сложной техники заполнения, напр., громоздких таблиц), психологич. нейтральность (они не должны быть острыми, относящимися к социально неодобряемым явлениям, внушающими, вызывающими опасения о последствиях ответов и т. п.). Не рекомендуется использовать в качестве контактных соц.-демографич. вопросы (паспортичку), поскольку они создают у респондента впечатление о заполнении официального учетного документа, ставящего задачи персонификации его ответов, могут быть предпосылкой настороженности в психологич. атмосфере опроса, особенно при наличии острых вопросов, связанных с критич., негативными мнениями или фактами, к-рые относятся к окружающим или респондентам. Чаще всего В.к. являются фактографическими (по содержанию), методически простыми и психологически нейтральными. При определении композиции анкеты из числа разработанных вопросов выбирают те, к-рые отвечают названным критериям, чтобы поставить их в начало анкеты. Напр., анкета, посвященная изучению миграции, может начинаться вопросом-фильтром, выясняющим, является ли респондент уроженцем данного населенного пункта. Опрос молодых рабочих об отношении к труду можно начать вопросом о том, где респондент обучался специальности, по к-рой сейчас работает. Опрос аудитории средств массовой информации обычно начинается вопросами о наличии источников информации, находящейся в личном пользовании (какие газеты и журналы выписываются, есть ли телевизор, радио и т. п.). В нек-рых случаях в качестве контактных используются вопросы, не предназначенные для получения содержательной информации. Эти вопросы выполняют только психологич. функции - создание благоприятной для исследовательских целей ситуации опроса. Ответы на эти вопросы в обработку не включаются. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова

Просмотров: 696
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Анкеты метод
  • ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
  • Вопрос анкеты
  • Второстепенные или последующие вопросы
  • Выбор дисциплин для изучения
  • Выбор курсов для изучения
  • Метод взаимных вопросов и ответов
  • метод опроса
  • Метод опроса
  • Метод опроса
  • МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ
  • НАСЕЛЕНИЕ НАЛИЧНОЕ (ДАННОГО НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА или ДАННОЙ ТЕРРИТОРИИ)
  • Национальная политика или стратегия в области информации
  • Общие вопросы
  • ОНИ-ГРУППА
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу — совместимы ли они?
  • ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В СИТУАЦИИ ОПРОСА
  • ПОТЕРИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОБЩЕНИИ
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • РЕГИСТРАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
  • Реципрокный паттерн взаимодействия, при котором событие может одновременно быть следствием предшествующего и причиной последующего события.
  • СОЦИОЛОГИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
  • Социология средств массовой информации
  • Средства массовой информации
  • ТАМПОН ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ПОЛОСТИ
  • Функции информации
  • ЭФФЕКТ «МЫ» И «ОНИ»
  • эффект мы и они



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь