ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ В СИТУАЦИИ ОПРОСА

учебно-речевая ситуация с задачей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Ситуация опроса, как и любая другая учебно-речевая ситуация, включает в себя совокупность таких смысловых компонентов, которые, будучи взаимообусловленными, определяют речевое поведение учителя и учащихся в соответствии с поставленной (и решаемой в процессе общения) задачей. Смысловые компоненты ситуации: а) постановка задачи и темпы опроса; б) запрос информации; в) сообщение информации; г) оценка полученной информации; д) подведение итога работы. П. д. с. о. выступает как процесс совместного решения задачи урока, подчиненный смысловым компонентам ситуации. Чтобы организовать П. д. с. о., учитель должен уметь: 1. Ставить задачу перед учащимися, формулировать тему опроса. Постановка задачи и темы опроса мобилизует внимание учащихся, подчеркивает важность предстоящей работы. 2. Запрашивать информацию по теме опроса. Формулировать вопросы точно и конкретно, в строгой последовательности. Помнить, что запросить информацию можно с помощью не только вопроси тельных, но и побудительных высказываний. 3. Слушать ученика, «слышать» его ответ. Следить, чтобы ответ был правильный и по содержанию, и по оформлению. Если ученик формулирует правило, то он должен не только привести пример, но и объяснить его. Если ответ ученика недостаточно полный, обратиться с дополнительным, уточняющим вопросом. Следить не только за тем, что говорит ученик, но и «слышать», как он говорит (громко или тихо, очень медленно или, напротив, очень быстро, увлеченно или равнодушно, монотонно), учитывая при этом, что паузы в речи ученика могут передавать его состояние (волнение), отражать поиск нужного слова или свидетельствовать о слабых знаниях по предмету. Следить за реакцией класса, поддерживать его внимание на протяжении всего диалога. педагогический диалог в ситуации опроса 4. Реагировать на ответы, оценивать их, используя соответствующие выражения (Так, Правильно, Верно, Молодец и т. п. или Нет, Неправильно, Неверно и т. п.). Помнить, что формальная или необъективная оценка, не соответствующая содержанию ответа, недопустима в П. д. с. о. 5. Завершить диалог. Диалог, как правило, завершается выводами по теме и/или общей обоснованной оценкой работы учащихся. 6. Управлять средствами выразительности речи (темпом, гром костью, тональной окраской). Помнить, что жесты и мимика могут заменить реплику в диалоге. П. д. с. о. можно рассматривать с двух точек зрения: как процесс совместного решения дидактической задачи урока (задачи проверки знаний, умений и навыков учащихся); как продукт этого процесса — текст. Как разновидность устного текста П. д. с. о. имеет свои особенности: 1. П. д. с. о. (разновидность текста) состоит из трех частей: установочной, основной и заключительной. Первая часть, установочная, включает в себя развернутую (состоящую из нескольких высказываний) реплику учителя, в которой сообщается задача и тема опроса. «Вступление» необходимо учителю: оно помогает настроить класс на общение, ввести учащихся в тему опроса. Вторая часть, основная, самая распространенная и ответственная часть диалогического текста. Именно в этой части заключена содержательная сторона диалога, именно в ней находит развитие тема П. д. с. о. Основная часть текста состоит как из реплик учителя, так и из реплик учеников. Реплики учителя содержат запрос информации (в форме вопросительных и побудительных высказываний), а также оценку полученной информации; реплики учащихся несут ответную (запрашиваемую) информацию. Третья часть, заключительная, представлена развернутой репликой учителя, в которой обычно содержатся обобщение по теме опроса и/или оценка коллективной работы учащихся. Заключительная часть вместе с установочной составляют «обрамление» диалогического текста, подчеркивают его структурную завершенность. 2. Следующая особенность диалогического текста касается его составляющих единиц: реплики и диалогического единства. Особенность П. д. с. о. заключается в том, что в качестве преобладающих в нем выступают развернутые реплики. Развернутые реплики в речи учителя в зависимости от содержания высказываний могут быть представлены в следующем виде: а) сообщение-вопрос-побуждение; б) побуждение-вопрос; в) оценка-вопрос-побуждение; г) оценка-вопрос; д) оценка-побуждение; е) оценка-сообщение-оценка. В речи ученика развернутая реплика включает в себя ответ (сообщение запрашиваемой информации) — пример-объяснение примера или сообщение-пример (в зависимости от содержания поставленного вопроса). 3. Диалогическое единство (коммуникативная единица диалога) — это совокупность реплик, объединенных по смыслу, структурно и интонационно. Диалогическое единство в П. д. с. о. многочленное. Минимальный объем две-три реплики: вопрос-ответ-оценка. Лит.: Гусейнова В.М. Педагогический диалог в ситуации опроса на уроках русского языка // Культура речи учителя. Методические рекомендации для проведения практических занятий. — М., 1988; Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987; Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. — М., 1986. Л.Е. Тумина

Просмотров: 2365
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Педагогическое речеведение. Словарь-справочник, Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • ВОПРОС и ОТВЕТ
  • Диалог как духовное общение: концепция Т. А. Флоренской
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ, ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
  • Метод опроса
  • Метод опроса
  • метод опроса
  • МЕТОД ОПРОСА В ЭТНОПСИХОЛОГИИ
  • Методика оценки работы учителя (МОРУ)
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Национальная политика или стратегия в области информации
  • Общение как процесс
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Ответ вопросом на вопрос
  • Оценка работы
  • ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ОПЕРАТОРА
  • Педагогическое общение : диалог и его виды
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКА (или ДИАГНОЗ)
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Фрейм -«как если бы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь