Вопрос анкеты

обращение к респонденту с целью получения от него информации по теме исследования. В. а. отражают интерпретации исследователем основных понятий исследования. В. а. классифицируются: по отношению к цели исследования-программно-тематические, исходя из ответов на которые строятся выводы об изучаемом явлении, и процедурные (функциональные), предназначенные для оптимизации хода опроса; по отношению к личности респондента-прямые и косвенные; по предметному содержанию касающиеся предметной специфики изучаемого явления исследователем и соответствующих сведений о респонденте (паспортичка); по степени стандартизации ответов закрытые, предполагающие выбор респондентом необходимого ответа среди предложенных вариантов, полузакрытые, дающие возможность респонденту либо выбрать ответ среди предложенного набора ответов, либо дополнить его своим вариантом ответа, открытые, при которых респондент должен дать ответ самостоятельно; по конструктивным особенностям дихотомические (несущие взаимоисключающий характер ответов), поливариантные (набор вариантов предполагает любое их сочетание в ответе), шкальные и вопросы-диалоги; по функциональному назначению вопросы-фильтры (позволяющие выделить часть респондентов по определенному признаку), контрольные и наводящие (вспомогательные) вопросы. Для респондента В. а. могут быть сложными и простыми. Сложные вопросы, требующие концентрированного внимания респондента, помещаются в начале анкеты. Простые, к которым можно отнести дихотомические типа «да нет» или вопросы паспортички, помещаются в конце анкеты. Вопросы, характеризующие степень стандартизации ответов, охватывают все виды. Открытые вопросы дают возможность получить от респондента ответ в произвольной форме. Они применяются преимущественно в анкетах пилотажного исследования. В этом случае открытые вопросы помогают исследователю проверить основные гипотезы или выявить отдельные характеристики объекта исследования для дальнейшего изучения. В анкетах основного исследования открытые вопросы применяются в тех случаях, когда альтернативные ответы на поставленный вопрос достигают большого числа или если не представляется возможным предусмотреть все варианты получения полноценной информации. Открытые вопросы, обладая возможной разбросанностью ответов, неудобны в обработке полученной информации: ответы требуют последующей группировки. В закрытых вопросах этот недостаток отсутствует, однако очерченная область истинного ответа ограничивает фантазию респондента и тем самым сужает исследователю информационное поле. Закрытые вопросы построены на получении информации от респондента посредством предложенных ему альтернатив ответа, среди которых он может выбрать или только один из предложенных ответов, или определенное (оговоренное последователем) их количество. Набор предложенных альтернатив (количество вариантов ответов) должен быть оптимальным, поскольку он влияет на смысловое наполнение ответа. Иными словами, количество предложенных ответов должно полностью отражать исследуемую ситуацию и при этом в предлагаемом наборе ответов не должно быть смысловых повторений. Дело в том, что закрывая вопрос набором альтернатив, исследователь определенным образом влияет на респондента, направляет его в русло своих логических рассуждений. Поэтому, чтобы не лишать респондента возможности высказать свою альтернативу ответа, применяются полузакрытые вопросы, в которых предусматривается открытая строка «отдушина». Оптимальный набор альтернатив и их смысловая полнота это показатель профессиональной подготовленности исследователя. Точность альтернативного ответа во многом зависит от примененной шкалы. Шкалы закрытых вопросов могут быть номинальные, порядковые или метрические (см. Измерение). Для получения точной информации большое значение имеет смысловая интерпретация вопроса, которая может быть адекватной или неадекватной. В связи с этим постановка В. а. требует полного знания объекта исследования. Лингво-стилнстическая организация В. а.это необходимый этап, обеспечивающий адекватные интерпретационные свойства вопроса, которые проявляются в процессе его смыслового восприятия и интерпретации. Правильно сформулированный вопрос гарантия качественного ответа. Чтобы не оказывать влияния на респондента, вопросы должны формулироваться нейтрально. Аналогичное требование предъявляется и к шкалам закрытых вопросов они должны быть симметричными по своей взвешенности (количество положительных альтернатив должно соответствовать количеству отрицательных).

Просмотров: 3700
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социологический справочник, Под ред. В.И. Воловича, 1990 г.




Другие новости по теме:

  • «ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • »ВОПРОСЫ НАУЧНОГО АТЕИЗМА»
  • ВЕЧЕР ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
  • Вопросы
  • Вопросы детские
  • ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ
  • ВОПРОСЫ ДЕТСКИЕ
  • Вопросы о фактах
  • Вопросы об оценках
  • Второстепенные или последующие вопросы
  • Закрытые вопросы
  • Закрытые вопросы
  • Закрытые вопросы (CLOSE-ENDED QUESTIONS)
  • Исследовательские вопросы
  • Каверзные вопросы
  • Метод взаимных вопросов и ответов
  • Наводящие вопросы
  • Нейтральные вопросы
  • Нескромные (нетактичные) вопросы
  • Общие вопросы
  • Основные вопросы
  • Открытые вопросы
  • Открытые вопросы
  • Открытые вопросы (OPEN-ENDED QUESTIONS)
  • Теоретические вопросы
  • Уточняющие вопросы
  • Фактологические вопросы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь