СОЦИОЛОГИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ

- направление религиозной мысли на базе традиционных христианских представлений о человеке и его месте в мире, к-рые, как правило, дополняются принятием определенных положений ведущих социологич. учений нашего столетия. С.к. оформлялась в XX в. в рамках различн. католических и протестантских филос. школ, отвечая общей для них потребности диалога с современностью путем осмысления сложных реалий обществ. жизни. Среди ее основных теоретиков - неотомисты А. Клозе, Ж. Ладриер, Ж. Маритен, Месснер, М. Мюллер, К. Ранер и др., а также сторонники различн. модернистских концепций. Популярны воззрения протестантских авторов: Г. Ваганяна, Д.Кобба, X. Кокса, Ю. Мольтмана, В. Панненберга и др. Для С.к. на нынешнем этапе ее эволюции характерна апелляция к идеям антропологич. направления в социологии, герменевтике, неомарксизму. Основная черта их построений состоит в стремлении вывести необходимость становления об-ва из неизменных антропологич. качеств личности, находящейся в контакте с божественным абсолютом. К числу главных констант человеческого бытия сторонники С.к. обычно относят объективность, т.е. действие сообразно логике вещей, коммуникацию с себе подобными и с Богом, постоянное самопревосхождение - трансцендирование, открытость по отношению к миру культуры и абсолюту. В конечном итоге становление социокультурной сферы представляется итогом взаимосвязи человека и творца мироздания. Созидая себя и соц. реальность, человек, согласно сторонникам С.к., творит и систему обществ. ин-тов. Неотомист М. Мюллер, напр., определяет соц. ин-т как "наблюдаемый образ совместной жизни". Заимствуя понимание соц. ин-та в антропологич. социологии (см. Направление в социологии антропологическое), он полагает, что этот "формообраз человечески свободной совместной жизни" нужен для покорения природного окружения и для самосовершенствования человека. Им выделяются две группы ин-тов: функционально-инструментальные и репрезентативно-символические. Институализация, согласно С.к., задает специфич. надприродность социокультурного мира. Отличительной чертой С.к. является стремление ее представителей указать на извечный религиозно-нравственный фундамент обществ. жизни, наличие в ней нормативных моральных принципов, призванных регулировать совместную жизнедеятельность людей в экономич., соц.-политич. и духовной сферах. Этот момент в особенности очевиден в сочинениях неотомистов, разрабатывающих целую сеть принципов соц.-этич. плана, к-рым надлежит вести об-во по пути "общего блага". На современном этапе эволюции С.к. в рядах ее представителей - как католиков, так и протестантов - возникает тенденция к созданию религиозно-критич. теории об-ва. Опираясь на взгляды теоретиков школы франкфуртской (см.), они призывают к фундаментальной критике сложившихся в истории человечества обществ. структур. Точкой отсчета при этом служит обращение к "абсолютной надежде", питаемой христианским вероучением и демонстрирующей ограниченность всех мирских достижений человечества. Среди сторонников С.к., критикующих современность и "внутримирские утопии" будущего, имеются приверженцы консервативной, христианско-либеральной и леворадикальных ориентации, объединенные верой в значимость религиозно-нравственных ценностей для судеб современного об-ва И культуры. Б.Л. Губман.

Просмотров: 475
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ДЛЯ СЕБЯ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ»
  • «РАЗУМНЫЕ МЫСЛИ О БОГЕ, МИРЕ И ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА, А ТАКЖЕ О ВСЕХ ВЕЩАХ ВООБЩЕ»
  • Безопасные условия для человека
  • ВЕЩЕСТВО, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • ДЛЯ СЕБЯ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • Здоровый образ жизни человека
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • КЛАСС В СЕБЕ И КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС В СЕБЕ и КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • КЛАСС ДЛЯ СЕБЯ
  • МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ
  • НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ ИСТОРИИ ДЛЯ ЖИЗНИ
  • Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для новорожденных
  • Самоубийство как образ жизни
  • СОЦ-АРТ
  • Соц-арт
  • СОЦ-АРТ
  • УРБАНИЗМ КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. Исследование психологических проблем этики
  • ШКАЛА БОГАРДУСА (ШКАЛА СОЦ. ДИСТАНЦИИ)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь