НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ

- одно из ведущих направлений нем. социологии, отправляющееся о философско-антропологич. представлении о изначальной биологич. "недостаточности человека по сравнению с др. животными, компенсируемой средствами культуры, имеющей, т. обр., чисто биологич. истоки. Возникло в русле философской антропологии и в качестве своих основоположников и ведущих представителей имеет представителей философской антропологии: М. Шелера (он же ее создатель), Х. Фрайера, Х. Плеснера, А. Гелена, X. Шельски и др. В ряде пунктов это направление смыкается с антропологией социальной (см.), однако в отличие от нее ориентировано не на изучение ранних форм социокультурной организации об-ва, а на исследование настоящего и перспектив современного об-ва. Отправной пункт Н. в с.а. - сравнение человека с животным, в рез-те к-рого делается вывод об "особом месте" человека в природе (М. Шелер) и резко акцентируется его "деятельностная сущность" (А. Гелен). Под деятельностью понимается "культурополагающее", т. е. имеющее своим рез-том возникновение культуры, изменение природы, превращаемой таким образом в жизненную среду, адекватную человеку, не обладающему "естественной" приспособленностью к природному окружению. Культура предстает при этом прежде всего как "биологически необходимый процесс", обусловленный необходимостью для человека "в целях поддержания своей сомнительной жизнеспособности вводить в действие природу видоизмененную" (Гелен). В понятие "заново сформированная природа" наряду с техникой и созданным с ее помощью предметным окружением человека включаются у представителей Н. в с.а. также "семья и брак" и др. "соц. порядки", материальным субстратом к-рых служит все та же природа, хотя и "переосмысленная" (т. е. введенная в совершенно новый для нее контекст). В аспекте социологич. культура предстает как процесс "стабилизации" человека, к-рый в отличие от животных "не фиксирован" чисто природным образом (т. е. с помощью определенной структуры инстинктов); как процесс "упорядочивания" его "избыточных" (не ограниченных чисто природными функциями) влечений. Главной соц. инстанцией, с помощью к-рой обеспечивается "стабилизация" человека, лишенного развитых и четко фиксированных инстинктов, считается обществ. "ин-т" (или их система). Речь идет о системе учреждений, законов и норм, вносящих порядок в поведение людей, что обеспечивает его предсказуемость, без к-рой невозможны общение и соответственно об-во как условие и в то же время рез-т совместных действий - хозяйственных, политич., религиозных и т.д. Понятие ин-та, важнейшее для Н. в с.а., оказалось исходным для институциональной школы, к-рую в США в 60-е гг. активно представал Э. Шилз. Поскольку ин-ты гарантируют привычную надежность основополагающих жизненных ориентации, поведение освобождается от излишних рефлексий: в своих взаимных отношениях люди получают возможность автоматически следовать одной и той же форме поведения. Согласно А. Гелену, институционально регулируемое поведение (чувства, мышление, ценности) следует рассматривать как восстановление - на гораздо более высоком уровне - утраченной (человеком) животной надежности инстинкта. Лит.: Schelsky H. Auf der Suchenach Wirklichkeit.

Diisseldorf, Koln, 1965; Freyer H. Gedanken zur Industrieges-

ellschaft. Mainz, 1970; Gehlen A. Antropologische Forschung. Zur Selbstbegegnung und Selbstentdeckung des Menschen. Reinbek bei Hamburg, 1977. Ю.Н. Давыдов

Просмотров: 803
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • КОМПЛИМЕНТАРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НАДЕЖНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА
  • Недостаточность питания и поведение человека
  • Недостаточность питания и поведение человека
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Поведение человека
  • ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
  • Права женщин в системе прав человека
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ЖЕНЩИН
  • Природа человека
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • Природа человека
  • ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРИРОДНЫЙ И СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА ЧЕЛОВЕКА
  • Речь человека в общении
  • Социально-педагогическая культура человека
  • Социально-педагогическая культура человека
  • СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
  • Сущность человека
  • ТЕХНОГЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
  • Уровни организации человека
  • Эксплуатация человека человеком
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь