НОВОВВЕДЕНИЕ (ИННОВАЦИЯ)

(от позднелат. innovatio) - изменение, развитие способов и рез-тов деятельности людей. Сущность Н. составляет инновационная деятельность,  а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практич. средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития об-ва. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той соц. и вещественной среде, в к-рой совершается его жизненный цикл.  В зависимости от предметного содержания Н. различают технич. (продуктивные, технологич.) и соц. организационные, культурные), а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство Н. включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность. Термин "инновация" вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину "традиция"; в особенности внимание было привлечено к диффузии культурных новообразований в соответствующей среде, включая их перенос в иные культуры. Тем самым понятие инновации оказалось включено в контекст концепции диффузионизма, к-рый пришел на смену плоскому эволюционизму в трактовке изменений культуры. В первой половине XX в. под влиянием функционализма процессы изменений оказались на периферии внимания соц. наук на Западе, а инновации интерпретировались как проявления неравновесий, напряжений в системе или же как отклонение от нормы, служащее источником новых напряжений. Но экономич. наука уже в начале XX в. освоила понятие Н., обозначая им новые комбинации из имеющихся элементов, предпринимаемые субъектами хозяйственной жизни и выступающие как источник "предпринимательской прибыли" и одно из важнейших средств преодоления циклич. кризисов (Й. Шумпетер). Советский ученый Н. Д. Кондратьев во второй половине 20-х гг. обнаружил примерно 50-летние "большие циклы" (за рубежом их называют "длинные волны") крупномасштабных нововведений. После кризиса 30-х гг. становится популярным среди менеджеров термин "инновационная политика фирмы"; тогда же начались, а в 50-70-х гг. получили широкий размах эмпирич. исследования технических и организационно-управленческих Н., осуществляемых фирмами и др. деловыми организациями. При этом стали активно изучаться собственно соц. факторы Н. в экономич. сфере. Социологи, стремясь преодолеть слабости функционализма, во второй половине XX в. стали смотреть на Н. как на стадию общего процесса соц. изменения, выделив в ней четыре основных элемента: "новшество", "новаторы", "агенты диффузии", "оцениватели"; критич., переломную фазу процесса составляет изменение поведения "оценивателей" соответственно тем или иным Н. Инновационный процесс - это процесс создания, распространения и использования новшества; его структура определяется внутренней, предметной логикой инновационной деятельности. Различаются две основные формы воспроизводства инновационных процессов. В случае простого воспроизводства новшество продолжает создаваться лишь в той организации, в к-рой оно возникло, а инновационный процесс  подразделяется на такие стадии, как возникновение предпосылок Н. (новые потребности, идеи, на-учн. открытия и др.), создание новшества, распределение его среди пользователей, использование новшества. В случае расширенного воспроизводства добавляются стадии: распространение методов получения новшества в др. организациях и широкое его создание для насыщения потребности в нем. Инновационный процесс взаимодействует с окружающей его соц. и вещественной (в т. ч. природной) средой. Динамика этого взаимодействия выражается в жизненном цикле Н., в к-ром различают стадии: старт, быстрый рост, зрелость, насыщение потребности в новшестве, финиш. Эффективность Н. во многом определяется темпами его роста (нередко они связаны с успешностью перехода от простого к расширенному воспроизводству инновационного процесса) и своевременностью его прекращения (при насыщении потребности в новшестве). Взятые в единстве инновационный процесс и жизненный цикл характеризуют Н. как целостную динамич. систему. Н. - противоречивая система. Исходным является противоречие между инновационной и рутинной деятельностью: первая отрицает вторую. Острый характер имеют противоречия внутри самой инновационной деятельности - между радикальными и совершенствующими ее видами. Ряд противоречий определяется разделением труда между участниками инновационного процесса - инициаторами, организаторами, разработчиками, изготовителями, пользователями и др. Каждая из таких инновационно-функциональных групп имеет свои интересы, нередко существенно отличающиеся от интересов др. групп. Это обусловливает и различное отношение их к Н. - инициатива, содействие, бездействие либо противодействие. Особую актуальность имеет задача интенсификации инновационных процессов. Ее решение требует широкого развития комплексных, в т. ч. социологич., исследований Н. В блок-схемы параметров таких исследований включаются: характеристики новшества (тип, конкретное содержание, потенциал, социокультурная и организационная адаптируемость и др.); организации-участницы (инновационный потенциал, стратегия органов управления, инновативность внут-риорганизационных и межорганизационных структур и процессов и т. д.); среда Н. (характеристики экономич. отношений, организация и стратегия управления Н. в соответствующей отрасли и т. п.); динамика Н. (параметры, характеризующие стадии инновационного процесса и жизненного цикла Н.); рез-ты Н. (его завершенность и эффективность). Комплексный характер Н. означает, что для их интенсификации необходимо проектировать не только технико-экономич., но и соц.-организационные и социокультурные параметры, развивать профессиональное консультирование управленческое  (см.) относительно инновационных процессов, осуществлять специализированное обучение персонала трудовых организаций восприимчивости к Н., развитию инновационных способностей и т. п. Это предполагает применение новейших методов исследования, проектирования и обучения - таких, как инноввационные игры, диагностика реализуемости и эффективности Н., специализированные тренинги. Лит.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. М., 1980; Структура инновационного процесса. М., 1981; Инновационные процессы. М., 1982; Шумпетер Й. Теория экономического развития М., 1982; Нововведения в организациях. М., 1983; Проблемы интенцификации и диагностики нововведений. М., 1984; Проектирование и организация нововведений. М., 1987; Нововведения как фактор развития. М., 1987; Пригожин А.И. Нововведения как стимулы и препятствия. М., 1989. Н.И. Лапин.

Просмотров: 1069
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автоматизация процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса
  • ИГРА КАК ОБЛАСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЖИЗНИ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
  • ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
  • Инновационный процесс
  • ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
  • Инновация, инновационный процесс
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Общение как процесс
  • Основные тенденции развития западной философии во второй половине XIX - начале XX в.
  • Особенности телевидения как средства массовой информации
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Процесс изменений
  • ПРОЦЕСС СЛУЧАЙНЫЙ (СТОХАСТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ПРОЦЕСС, СЛУЧАЙНАЯ ФУНКЦИЯ ВРЕМЕНИ)
  • Психиатрические симптомы как факторы, нарушающие общение
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как процесс
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Теория медиаобразования как источника «удовлетворения потребностей» аудитории
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Убеждение, как форма деятельности
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • ХАРАКТЕР И ЕГО ОТКЛОНЕНИЯ
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь