БЛАУГ (BLAUG) Марк

(р. 1927) -англо-амер. историк экономической науки, специалист по философии и методологии экономического знания. Образование получил в Колумбийском ун-те. В 1953-63 преподавал в Йельском ун-те, с 1963 - проф. Лондонского ун-та. Б. отличает широкий круг научных интересов. Он занимается экономикой образования, проблемами занятости, экономикой искусства, экономической историей. Однако наибольшую известность Б. приобрел как историк и методолог экономической науки. Ему принадлежат два важных труда в этой области: "Экономическая мысль в ретроспективе" (первое изд. - 1962 ; рус. пер. - 1994 ) и "Методология экономической науки" (The Methodology of Economics, 1980). В исследовании истории экономического анализа Б. предлагает критический оценочный подход. Критерием оценки выступают "мерки современной экономической теории". В основу такого подхода положена предпосылка о единстве экономики как науки, решающей некоторый достаточно устойчивый набор проблем вне зависимости от особенностей исторической эпохи. В этом смысле позиция Б. близка к тому, что он сам назвал абсолютизмом, т.е. исследованием собственно интеллектуального развития предмета. Абсолютистскому подходу он противопоставляет релятивистский, который выводит содержание экономических теорий из экономических проблем эпохи и их социально-культурного контекста.

В методологии экономической теории Б. выступает последователем фальсификационизма Поппера. Вместе с тем он считает, что установить опровержимость той или иной экономической концепции очень непросто, поэтому проблема критериев научности в этой области сложнее, чем в естествознании. Экономическая теория в этом смысле находится, по Б., примерно посередине между такими типами знания, как психоанализ и теории физики. Б. отрицает и методологию "наивного фальсификационизма", требующую отказа от теории лишь при наличии эмпирических контрпримеров. Для того, чтобы победить старую теорию этого недостаточно, необходимо предложить новую альтернативную теорию, способную объяснить имеющиеся противоречия. Развитие методологии фальсификационизма у Б. в целом идет в направлении, сходном с тем, которое ему дал Лакатос в своей "методологии исследовательских программ". С этих позиций Б. критикует попытки применения в сфере экономического знания философии науки Куна. Он даже предложил установить запрет на использование понятия "парадигма" в методологических дискуссиях экономистов, поскольку структура экономической дисциплины существенно отличается от монопарадигмальных дисциплин в точном естествознании. Достоинством работ Б. является соединение постпозитивистской методологии с глубоким анализом истории экономической мысли.

Несложный урок экономической методологии // TESIS. 1994, № 4; Kuhn versus Lakatos or Paradigms versus Research Programmes in the History of Economics // Method and Appraisal in Economics. Cambridge, 1976. Theories, True or False? Aldershot, 1990.

Просмотров: 539
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ обеспечение
  • Возникновение психологии как науки
  • Задача технологии как науки
  • ЗАДАЧИ МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ:
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • КОЭФФИЦИЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА РАБОТАЮЩЕГО ЧЛЕНА СЕМЬИ (домохозяйства)
  • КОЭФФИЦИЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА РАБОТАЮЩЕГО ЧЛЕНА СЕМЬИ (домохозяйства)
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • ПЕРЕХОД ОТ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ К МЕТОДОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ АКМЕОЛОГИИ
  • РИТОРИКА В ИСТОРИИ НАУКИ
  • СОДЕРЖАНИЕ ГУМАНИТАРНОГО И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ: ОЧЕРКИ ТЕОРИИ
  • СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ
  • СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи)
  • ТЕМА в философии и истории науки
  • ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  • ТЕОРИИ СТАДИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
  • Уровень экономической активности населения
  • УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
  • Философия науки XX в. Предмет философии науки
  • ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ
  • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ или СОЦИОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • эффект веблена (в экономической психологии)
  • эффект сноба (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь