ПОЛЕМИКА

- важнейшее духовное средство раскрытия позиций сторон, противоборствующих в споре по какому-либо вопросу или при обсуждении какой-либо проблемы, способом аргументированного выяснения их истинности или ложности.

Точное, соответствующее канонам логики, определение П. вызывает серьезные затруднения. Выделяя практическую сторону содержания определения - П. понимают как искусство спора, выделяя теоретическую сторону - как теорию аргументации. Обе эти стороны слишком узки для определения, а их механическое суммирование не решает проблемы. Впрочем отсутствие точного определения для областей знаний не является чем-то неожиданным, существует возможность получить неявное определение П., органично совмещающее и теоретическую, и практическую стороны, это - определение через контексты изложения истории развития интереса к П. и формирования современного понимания ее значения.

Методы ведения П., ее общие характеристики начали изучать еще в античности. Древнегреческий философ Протагор одним из первых стал применять П., при которой два собеседника защищают противоположные взгляды, как форму изложения. Сократу принадлежит разработка ряда специальных методов установления истины в процессе П. Известны следующие сократические методы ведения П.: ирония, где собеседника уличают в противоречии самому себе, а значит - в незнании; индукция, где от единичных, частных случаев, например, примеров из обыденной жизни, путем сравнения восходят к общим понятиям; Дефиниция, где постепенно осуществляется последовательность определений, от предварительных к результирующим. Но самым главным, в известной мере объединяющим все сократические методы ведения П., является метод майевтики (акушерское, повивальное искусство), метод "рождения мысли", где от собеседника требуется дать определение предмета обсуждения, а затем ответить на серию искусно поставленных вопросов уточняющего характера, в результате ответов на которые определение получает существенное уточнение или даже опровержение, что в конечном счете обнаруживает формирование нового знания. Впоследствии различные приемы и методы ведения П. активно изучались и обсуждались в рамках философии, в качестве же основных философских работ по проблематике П. можно назвать трактат "Топика" Аристотеля и следующие работы: "Да и нет" П. Абеляра, "Эристика, или Искусство спорить" А. Шопенгауэра, "Искусство спора: О логике и практике спора" С. И. Поварнина.

Полезно рассмотреть предварительные характеристики П. Прежде всего П. является таким видом диалога (шире - полилога), в котором противоборствующие стороны активно взаимодействуют, обмениваясь мнениями. Но кроме необходимого для диалога общего фундамента, общей основы взаимодействия, П. необходимы различия в позициях противоборствующих сторон, каждая из которых вынуждена не только излагать, но и постоянно уточнять собственную позицию, отвергая мнения своих оппонентов. Полемическая ситуация возникает тогда, когда для одного из участников общения оказываются неубедительными доводы другого, что приводит к столкновению мнений, точек зрения, идей. Такое понимание П. поддерживается этимологией термина; греч. polemikos означает "воинственный", "враждебный".

П. в той или иной степени всегда связана с аргументацией и не может существовать вне решения проблем доказательства и опровержения, однако, занимая элитное положение, логические средства обоснования далеко не единственные в П. Организация П. невозможна без учета комплексного взаимоотношения аргументационных, эмоциональных, нравственных и выразительных компонентов, от эффективности применения которых зависит в конечном счете доказательность и убедительность в П. Междисциплинарный (логика, психология, этика, риторика и др.) характер П. подтверждает и история предмета.

Несмотря на отсутствие обоснованной классификации видов П., часто указывают следующие, противоположные в некотором смысле, пары: диалектическая (направленная на достижение истины) и эристическая (направленная на достижение победы) П., содержательная и формальная (спор ради спора, спор на публику и т. п.) П., основательная и безосновательная П., конструктивная и деструктивная П., стихийная и организованная П., двусторонняя и многосторонняя П., устная и письменная П. и др. Среди форм осуществления П. условно называют: дискуссию (от лат. discussio - исследование, рассмотрение), где доминируют аргументация и четкий регламент; спор, где эмоциональная и нравственная стороны получают свое развитие; свару (перебранку), где эмоциональная сторона берет верх, а содержательность и аргументированность нивелируются.

А. Г. Кислое

Просмотров: 608
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • Акция (или искусство акции)
  • ГИПНОЗ ИЛИ ГИПНОЗЫ? (См. определение)
  • ИНАЧЕ, ЧЕМ БЫТЬ, ИЛИ ПО ТУ СТОРОНУ СУЩНОСТИ
  • ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФОРМЫ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
  • ИСКУССТВО (как психологическая данность)
  • Концептуальное (понятийное) определение предмета социологии
  • МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СЧМ
  • Нарушения перцептивной стороны общения
  • Неискусство как искусство
  • Неявное определение
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, или Истинные указания для истолкования природы
  • Общение и искусство: искусство как общение
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ (или дефиниция)
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССИЧЕСКОЕ, или Определение через род и видовое отличие
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕЯВНОЕ
  • ОПРЕДЕЛЕНИЕ, или ДЕФИНИЦИЯ
  • Прием ведения спора
  • ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИЕ СТОРОНЫ
  • Рассмотрение проблемы в связи с конкретным клиентом или семьей.
  • СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСТИНЫ
  • Соразмерности правило (для определения)
  • УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЯЗЫКА (или СИСТЕМА)
  • Экстенсивное определение предмета социологии
  • Ясности правило (для определения)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь