Нарушения перцептивной стороны общения

- предполагают характерный для нейропсихологии О. системный анализ нарушений 3 взаимосвязанных звеньев перцептивной стороны О.: восприятия себя как субъекта О., восприятия Другого как субъекта О. и восприятия контекста О. (Глозман, 2005). 1) Нарушения восприятия себя как субъекта О. наблюдаются при разл. психопатологических синдромах и прежде всего при шизофрении из-за фактического непринятия задачи О. при формальном ее понимании (Мелешко, 1985). Принципиально по-другому нарушается восприятие себя как субъекта О. при нарушениях операциональных возможностей О. (при афазии и логоневрозе), при к-рых возникает тенденция избирательно и часто неадекватно переживать и интерпретировать любое состояние, связанное с речевым О., а также объяснять свою интерперсональную проблематику, исходя из факта наличия речевых дефектов, а не из своих личностных особенностей. 2) Восприятие Другого как субъекта О. основывается на механизмах межличностной децентрации, т. е. возможности увидеть отличия мнений, знаний и эмоций другого от собственных, преодолеть когнитивный, перцептивный и аффективный эгоцентризм, делая в О. постоянно поправки на своеобразие друг друга. Считается, что способность к децентрации формируется к 14-15 годам, однако и у взрослых могут наблюдаться явления эгоцентризма. В психопатологии наиболее ярким примером нарушения межличностной децентрации являются синдромы раннего детского аутизма и шизофрении. При этих заболеваниях вместо 2 фокусов «Я» и «Другой» остается только один из-за ослабленной потребности в контактах с окружающими, отсутствия установки на познание Другого - необходимого условия перехода от автокоммуникации к внеш. коммуникации. Кроме того, при эндогенных и локальных поражениях мозга нарушается восприятие эмоционального состояния партнера по О. Выявлено изменение избирательности, направленности восприятия больными др. людей, т. е. ориентация при восприятии других не на те свойства окружающих, на к-рые опираются здоровые люди (Щербакова и др., 1982). Особым случаем нарушения восприятия Другого являются трудности апперцепции поведения Другого, неопределенность ролевых ожиданий, к-рые часто проявляющиеся у иммигрантов, у к-рых в семье и в школе используются разл. средства, установки и стереотипы О. 3) Восприятие контекста О. Как известно, между участниками О. должна существовать опр. пресуппозиция, т. е. должен быть определен контекст, в к-ром приобретает смысл каждое сообщение. В восприятии больных с афазией или логоневрозом речевая деятельность становится первичной по отношению ко всем др. видам деятельности. Восприятие контекста О. включает восприятие многозначности вербальных и невербальных языковых единиц, опр. значения, актуального для данной коммуникативной ситуации. Правильно воспринятый контекст О. позволяет, в частности, дифференцировать языковые омонимы, как вербальные (напр., ручка чайника или шариковая ручка), так и невербальные омонимы (напр., наклон головы означает и одобрительный кивок, и выражение скорби), а также замечать и исправлять ошибки (оговорки) в собственной речи. При афазических дефектах речи, а также в случаях недостаточного знания второго языка у билингвов нарушается метаязыковая коммуникативная функция. При шизофрении больные ориентируются только на буквальный смысл сказанного, игнорируя контекст ситуации. Существуют также надындивидуальные условия О., т. е. понимание и овладение социальным контекстом О., адекватными знаниями и представлениями об окружающей социальной среде и ее культуре, облегчающими О. в ней, а также навыками употребления вербальных средств в коммуникативных целях. Эти факторы часто представляют большие трудности для О. иммигрантов. Лит.: Бажин Е. Ф., Корнева Т. В. Психическая патология как модель для изучения импрессивной деятельности / Психология межличностного познания. М., 1981; Глозман Ж. М. Нейропсихологические, психопатологические и социальные механизмы нарушений перцептивной стороны общения // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация. Калуга, 2005; Леонтьев А. А. Деятельный ум. М., 2001; Мелешко Т. К. Особенности познавательной деятельности больных шизофренией в ситуации общения // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1985. № 12; Щербакова Н. П., Хломов Д. Н., Елигулашвили Е. И. Изменение перцептивных компонентов общения при шизофрении // Экспериментальные исследования патологии психической деятельности при шизофрении. М., 1982. Ж. М. Глозман

Просмотров: 1871
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • Возрастные особенности шизофрении. Особенности течения шизофрении у детей и подростков
  • ВОСПРИЯТИЕ (УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ)
  • Восприятие времени нарушения
  • ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА
  • ВОСПРИЯТИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ (ВОСПРИЯТИЕ СЕЛЕКТИВНОЕ)
  • ВОСПРИЯТИЕ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
  • ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ НЕАДЕКВАТНОСТЬ
  • ГОЛАНТ-ШМАРЬЯНА СИНДРОМ ОТЧУЖДЕНИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • ГУМАНИЗМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
  • Двигательная теория восприятия речи
  • ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДРУГОГО ПОВЕДЕНИЯ
  • Досказывать мысль за другого
  • Заканчивать речь за другого
  • Имидж субъекта общения
  • Нарушения восприятия
  • Нарушения восприятия времени
  • Нарушения восприятия пространства
  • Нарушения общения при органических поражениях коры головного мозга
  • Образ другого
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • ОПОРА НА СИЛУ ДРУГОГО
  • ОСНОВНЫЕ СИНДРОМЫ НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВПФ) ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА
  • Первичные нарушения при шизофрении
  • Перекрикивать, стараться перекричать другого
  • Подражать речи другого
  • Поправлять другого
  • Пространство, нарушения восприятия
  • Радость за другого
  • Субъективизм восприятия речи



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь