ЛИНЕЙНОСТЬ и НЕЛИНЕЙНОСТЬ

- характеристики динамики социальных процессов, используемые классическим (линейность) и постклассическим (нелинейность) обществознанием.

Л. - однонаправленность социального процесса, явления, понимаемая как предзаданная безальтернативная реализация некой сущности, цели или структуры. Такая трактовка развития возможна при наличии следующих допущений: 1. Основанием, движущей силой линейного развития признается, как правило, единое и единственное начало, субстанция, однородная реальность. 2. Данное основание в гносеологическом аспекте рассматривается как система аксиом, из которой выводятся все остальные свойства рассматриваемого объекта. Данное основание принимается за универсальную привилегированную систему отсчета. 3. Выделенный элемент соотносится с другими как целое и части, причина и следствие;  он обусловливает существование последних, лишь через него они получают осмысленность и определенность. 4. Эволюция мыслится лишь как усложнение организации социального объекта на пути осуществления основной цели (заданного проекта). 5. Высшие и случайные факторы не могут оказывать существенного воздействия на структуру социального объекта и направление его развития. 6. Т. о. возможно исчерпывающее адекватное редукционистское (материальное либо телеологическое) описание социального процесса.

Н. - возможность многовариантного развития социального процесса, допускаемая путем признания следующих положений: 1. Социальный объект (процесс) гетерогенен, полиморфен. 2. Существование универсальной системы отсчета невозможно; любая такая система относительна и ограничена. 3. Отношение выделенных оснований изучаемого объекта (процесса) понимается не в духе классического функционализма, а в духе холизма как динамическое сосуществование монад, где часть может брать на себя функции целого, а роли частей могут меняться. 4. Эволюция рассматривается как поиск системой-объектом адекватных ответов на вызовы среды, как нахождение оптимального режима существования среди других систем. В ходе процесса возможно изменение целей системы, существенное изменение, интеграция и кооперация с другими системами, разделение системы и т. д. Направленность понимается не как непрерывный ряд жестких причинно-следственных зависимостей, а как результат пересечения различных событийных потоков, усиливающих либо нейтрализующих друг друга, изменяющих либо сохраняющих определенные тенденции. 5. Между системой и средой отсутствуют непроницаемые границы, в зависимости от контекста значимые элементы могут превратиться в незначимые, случайное же - сделаться важной составляющей системы-объекта. 6. Наиболее адекватное описание объекта возможно лишь как комплекс описаний, осуществленных с различных перспектив и тематизирующих определенные его стороны.

М. С. Белоковыльский

Просмотров: 2960
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » В. Кемеров. Философская энциклопедия. - "Панпринт", 1998 г.




Другие новости по теме:

  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Автор как переводчик себя
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Здравоохранение (как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения)
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Н.Луман: Общество как коммуникативная система
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образование как система
  • ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Общение как процесс
  • Олигофрении как следствие отрицательных психосоциальных влияний
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Психиатрические симптомы как факторы, нарушающие общение
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как процесс
  • Социализация как результат
  • Теория медиаобразования как развития «критического мышления»
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система
  • ЭКСКУРС В ПРОБЛЕМУ: КАК ВОЗМОЖНО ОБЩЕСТВО?
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь