(р. 1953) - российский психолог, Почетный межд. докт. гуманит. наук Саскуаханского ун-та (шт. Пенсильвания, США). После обучения в Загорском интернате для слепоглухих детей в составе эксперим. группы четверых выпускников интерната под рук. А. И. Мещерякова и Э. В. Ильенкова в 1971-1977 гг. обучался на ф-те психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. С 1977 г. науч. сотр. Психол. ин-та Рос. академии образования (бывший НИИ ОПП АПН СССР).
В 1994 г. защитил канд. дис. «Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты», в 1996 г. - докт. дис. «Человечность как фактор саморазвития личности». Суворов - авт. более 120 науч. статей, метод. пособий и разработок по психол.-пед., филос., этическим проблемам социореабилитации детей, подростков и взрослых. Одна из осн. проблем исследования А. В. Суворова - О. человека с самим собой. Его науч. позиция - гуманизация человеческих взаимоотношений с окружающей природой и внутри человеческого общества: человечность должна быть смыслом жизни и сущностью образа жизни как для человечества в целом, так и для отдельного человека. Им впервые выдвинут и обоснован тезис о высшем уровне социореабилитации в процессе развития - саморазвития личности, выявлены и исследованы уровни личностной полноценности, где высший уровень - уединенный труд души - дает основу творческому О. с окружающими людьми. Разработал принципы «совместной педагогики», среди к-рых принципы взаимной человечности и надежности; взаимной интеграции и ответственности за себя перед своими друзьями; принцип совместно-разделенной деятельности (заимствован у А. И. Мещерякова, но переосмыслен вслед за Э. В. Ильенковым и Ф. Т. Михайловым как всеобщий принцип человеческого взаимодействия по любому поводу); принцип постоянного поиска обходных (в обход физич. инвалидности, но при строжайшем ее учете) вариантов решения проблем (заимствован у Л. С. Выготского); принцип самоопределения личности в диалоге образов жизни (он же принцип взаимоуважения).
Осн. труды: Школа взаимной человечности, 1995; Слепоглухой в мире зрячеслышащих; 1996, Достоинство (лирико-психологическое самоисследование), 1997; Экспериментальная философия: Сб. ст., 1998, Совместная педагогика: Курс лекций, 2001. Н. Л. Карпова
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.