ЛЕОНТЬЕВ Алексей Алексеевич

(1936-2004) - российский психолог, спец. в обл. общей психологии, психолингвистики, психологии речи. Докт. филол. наук (1968), докт. психол. наук (1975), проф. (1976). Действ. чл. РАО (1992); чл. Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО (с 1993), чл. Совета по русскому языку при Правительстве РФ (с 1999). Чл. редкол. ряда межд. и рос. журналов. Сотрудничал с отеч. и зарубеж. обществ. организациями, связанными с изучением иностр. языков и психолингвистики. Окончил филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова (1958). Защитил канд. дис. по филологии «Общелингвистические взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ» (1966). Работал на каф. методики преподавания иностр. языков ф-та иностр. языков МГПИ им. В. И. Ленина, занимался проблемами психологии и методики преподавания иностр. языков. С 1966 г. преподавал курс психолингвистики на ф-те психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Он - основоположник и организатор психолингвистических исследований в отеч. психологии., разработал наиболее известную теорию речепорождения. Защитил докт. дис. по филологии: «Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности» (1968) и был авт. и отв. ред. коллективной монографии «Основы теории речевой деятельности» (1974). Вел исследования в обл. языка и речевой деятельности, разрабатывал проблемы психологии О. А. А. Леонтьев - авт. одной из первых в России монографий на эту тему, на основе к-рой защитил докт. дис. по психологии (Психология речевого общения, 1975). Вместе с В. А. Кан-Каликом разрабатывал тему пед. О. в отеч. дидактике, уделял большое внимание языковой политике в образовании. Занимаясь проблемами психологии и психолингвистики, продолжал трудиться в сфере общего языкознания, истории языкознания, в сфере исследования развития русского языка, в т. ч. применительно к конкретным задачам его использования (Речь в криминалистике и судебной психологии (в соавт.), 1977). Выпустил обобщающую публикацию по папуасским языкам (Папуасские языки, 1974), а также первое науч. описание языка ток писин (Язык ток писин (в соавт.), 1981). Исследование языков народов России представил в обобщающей монографии «Путешествие по карте языков мира» (1981; 1990). Опубликовал труды И. А. Бодуэна де Куртенэ, Е. Д. Поливанова, Л. П. Якубинского, ряд работ Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, монографию «Л. С. Выготский» (1990). Вел большую научно-организационную и обществ. работу: являлся ген. секр. Межд. ассоциации коллективного содействия изучению языков (1990); почетным президентом Психолингвистического общества им. Л. С. Выготского (1991); президентом Межрегиональной обществ. организации в поддержку развития образовательной программы «Школа 2010» (2000). Осн. труды: Слово в речевой деятельности, 1965; Психолингвистика, 1967; Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, 1969; Язык, речь, речевая деятельность, 1969; Психология общения, 1974; 1997; 1999; Педагогическое общение, 1979; Основы психолингвистики, 1997; Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии, 2001; Деятельный ум, 2001. О. Г. Носкова

Просмотров: 1132
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психология общения. Энциклопедический словарь. Под общ. ред. А.А. Бодалева




Другие новости по теме:

  • «КУРС ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»
  • «ПОЗНАНИЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.Очерки по психологии исследования»
  • автоматизм (в психологии)
  • Адаптация (в психологии развития)
  • Адаптация социальная (в психологии развития)
  • Активность (в психологии развития)
  • Детерминанты развития психологии
  • Дискурс : исследования в Институте психологии РАН
  • Женевская школа генетической психологии
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Женевская школа генетической психологии
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Задачи и место психологии в системе наук
  • Исследование общения в Институте психологии РАН: школа Ломова Б. Ф.
  • Общение (в психологии развития)
  • обьект исследования (в психологии)
  • Основные направления исследования общения в зарубежной социальной психологии
  • предмет исследования (в психологии)
  • Предмет исследования инженерной психологии
  • Предмет исследования организационной психологии
  • ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ТЕОРИИ, ЭКСПЕРИМЕНТА И ПРАКТИКИ В ПСИХОЛОГИИ
  • Профессиональное общение в психологии труда
  • Социализация (в психологии развития)
  • Факторы риска в психологии развития
  • Философские проблемы психологии
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • Этические проблемы в психологии
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь