ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ

- одно изпервых соц.-психологич. направлений, сложившееся в Германии в середине XIX в. Создатели - философ М. Лацарус (1824-1903), языковед X. Штейнталь (1823-1899). Основная идея: главная сила истории - народ, или "дух целого", выражающий себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т. д. Индивидуальное сознание - продукт этого целого, звено в некоей соц.-психологич. связи. Задача психологии народов как отдельной науки - познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по к-рым протекает духовная деятельность народов. Эти идеи были развиты и систематизированы В. Вундтом (1832-1920). В раннем варианте эта школа отстаивала субстанциальное существование "надындивидуальной души", подчиненной "надындивидуальной целостности", каковой является народ (нация). Теоретич. источники таких взглядов - филос. учение Гегеля о "нар. духе" и психология И. Ф. Гербарта. Вундт отказался от неопределенного понятия "дух целого" и придал психологии народов более реалистич. вид, предложив программу эмпирич. исследований языка, мифов и обычаев - своего рода социологию обыденного сознания. В его варианте психология народов - описательная наука, не претендующая на открытие и создание законов, но фиксирующая особенности "глубинных слоев" духовной жизни людей. В России идеи этой школы развивались в учении лингвиста А. А. Потебни (1835-1891). Она послужила отправной точкой для развития понимающей психологии В. Дильтея и Э. Шпрангера, а также франц. социологич. школы (см. Школа социологическая дюркгвймовская). Задавшись вопросом о природе социальности психология народов решала вопрос о соотношении индивидуального и соц. сознаний в пользу последнего. Согласно Штейнталю, все индивиды одного народа несут отпечаток особой природы данного народа как на своем теле, так и на своей душе. Воздействия "телесных влияний" на душу вызывают появление общих соц.-психологич. качеств у разных представителей одного народа, вследствие чего все они обладают одним и тем же "нар. духом". Это психологич. сходство индивидов проявляется в их самосознании. Природа его метафизична, и понимание ее затруднительно, возможно лишь описание его проявлений. Для Вундта народное сознание представляло собой "творческий синтез" индивидуальных сознаний, порождавший качественно новую реальность, обнаруживаемую в продуктах надындивидуальной деятельности. Постановка социологич. проблем и попытка их комплексного решения с привлечением психологии, этнографии, лингвистики и филологии относятся к заслугам этой школы.

Лит.: Вундт В. Введение в психологию. М., 1912; Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974. Д.В. Ольшанский.

Просмотров: 1481
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Великое переселение народов
  • Возникновение психологии как науки
  • Двуязычие малочисленных (малых) народов
  • ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ НАРОДОВ РОССИИ
  • ДРУЖБА НАРОДОВ
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Женевская школа генетической психологии
  • ЖЕНЕВСКАЯ ШКОЛА ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • Женевская школа генетической психологии
  • ЛАТИНИЗАЦИЯ АЛФАВИТОВ НАРОДОВ СССР
  • Латинизация алфавитов народов СССР
  • НАРОДОВ СЕВЕРА ИНСТИТУТ
  • Политической психологии школы
  • ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
  • ПСИХОЛОГИЯ НАРОДОВ
  • Психология народов
  • СОТВОРЧЕСТВО НАРОДОВ ВО ИМЯ ЖИЗНИ (СЕНЕЖСКИЙ ФОРУМ)
  • Средства общения народов разных государств
  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВ
  • ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ НАРОДОВ
  • Школы профессиональной психологии
  • ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Языки коренных малочисленных народов РФ
  • ЯЗЫКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ
  • Языки малочисленных народов России
  • ЯЗЫКИ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РОССИИ
  • ЯЗЫКОВЫЕ ПРАВА НАРОДОВ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь