Идеальное

– в истории философии этот термин знаменовал собой первый шаг теоретического осмысления содержания обыденного и мифологического противопоставления телесному миру души и духа. В идеалистической философии телесное осмыслялось как материя, а душа и дух – как идеальное. Материя понималась как обладающая чувственно воспринимаемыми физическими свойствами и являющаяся пассивным материалом для проявления формообразующей активности идеального. И. разделялось на два вида: принадлежащее индивидульным носителям –душа, по вопросу обладания которой существовал разброс мнений – от только человека, до одушевленности всей природы; духовная основа мира в целом как его активное порождающее начало, вершина в иерархии душ. Остальные характеристики И. были отрицательными – по принципу «не обладает тем, что присуще материи». Материалисты были склонны рассматривать И. как особую разновидность материи («тонкие атомы» или «выделение мозга»), но не как основу бытия. На этом уровне ни материя, ни И. фактически ещё не получили категориального статуса. И этот «шаг» продолжался тысячелетия. Хотя отдельные мыслители развивали перспективные идеи о природе И. (например, гегелевское понимание И. как снятого), но целостная позитивная концепция И. отсутствовала. Серьезное продвижение началось в рамках диалектического материализма. Это было связано с решительной сменой акцентов в понимании материи – от отождествления её с физическим понятием к категориальной трактовке как объективной реальности. Материалистическое понимание И. как отражения этой реальности позволило обратить внимание на его структурно-функциональные характеристики. Основным результатом дискуссии, развернувшейся между советскими философами (Э.В.Ильенков, Д.И.Дубровский, Д.В.Пивоваров, М.А.Лившиц и др.), является осознание репрезентативного способа существования И., которое замещает материальное. Это конкретизация идеи снятия с учетом современных представлений об информационных процессах. Однако материалистическая ограниченность не позволила поставить вопрос о всеобщности И., взглянуть на него как на атрибут, паритетный с материальным. И тем более – отказаться от пренебрежительного отношения к самой возможности существования духовной основы бытия в целом. Коррелятивная онтология дает возможность представить в единой структуре И. индивидуальной души (экзистенции) и духа (трансценденции)., субъективную и трансцендентную реальность. И. как субъективная реальность столь же всеобщий атрибут любого сущего, как и реальность объективная (материя). Внешним проявлениям субъективной реальности является входящий в неё массив информации – система замещающих друг друга структур, репрезентирующих объективную реальность. Но эта репрезентация возможна лишь на основе интерпретации посредством уже имеющейся внутренней идеальной основы. В глубине последней лежит неинформационный пласт идеального – неформализуемые переживания как выражение неповторимого начала индивидуальности (Я) субъекта. Если через информацию субъективная реальность соотносится с объективной реальностью, то через свое неповторимое начало она становится сопричастной трансцендентной реальности, выступая по отношению к ней как часть к целому. И. на уровне трансцендентной реальности конституируется на основе отношения самотождественности сущего и лишено каких-либо предикатов. Соотношение aRa (бытие-в-себе) проявляется только через то, что оно ЕСТЬ и тем самым присутствует в множестве сопричастных ему субъективных реальностей, что выражается в консубстанциональности сущих. Отношение трансцендентного И. и исходного начала субъективности противоречиво: они тождественны как часть и целое (в индийской философии это выражается в высказывании «Атман есть брахман», т.е. индивидульная душа отождествляется с всеобщим духом), и, в то же время, целое здесь «объемлет» (К.Ясперс) части. Таким образом, И. есть способ бытия сущих любой природы, извне предстающий как репрезентативные отношения (информация), внутренней основой направленности и интерпретации которой («отношения к…») является состояние самопереживания  и сопереживания в единстве с глубинным общением (экзистенции с трансценденцией). - Сагатовский В.Н. философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения) в 3-х частях. Ч.2: Онтология. СПб. 1999. С. 76-83,92-96, 104-114, 118-120,179-189; его же. . Бытие идеального. СПб. 2003; его же. Философия антропокосмизма в кратком изложении. СПб. 2004. С. 50-6; его же.. Триада бытия. СПб.2006. С. 86-106.

Просмотров: 735
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Сагатовский В.Н. Философские категории авторский словарь, 2011 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Душа как Солнце
  • ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Логика как основа онтологии. Логические принципы выделения первоэлементов бытия
  • Материя (объективная реальность) и идеальное (как субъективная реальность)
  • Механицизм как особый способ исследования
  • МИР КАК ЦЕЛОЕ. Черты из науки о природе
  • Наличное бытие и бытие как основание
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Образование как система
  • Общение как восприятие людьми друг друга
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Позитивизм как методологическая основа возникновения социологии
  • РЕЛИГИЯ КАК КУЛЬТУРНАЯ СИСТЕМА
  • СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА КАК ФИЛОСОФСКИЕ ТЕРМИНЫ
  • Суицидальное поведение как способ манипуляции
  • Теоретические основы педагогики (социальной педагогики) как самостоятельной науки
  • ТЕХНИКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ
  • Фрейм -«как если бы»
  • Школа как развивающаяся система
  • Школа как функционирующая система
  • Экзистенциализм:Человек как уникальное существо и власть усредняющего начала
  • Экзистенция, выбор, Бог как темы философии Кьеркегора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь