СПОК Бенджамин Маклейн

(р. 2.5.1903, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), амер._ педиатр и обществ, деятель. Окончил Йельский ун-т (1925). и мед. курсы при нём (1929). В 1933—44 занимался частной практикой в Нью-Йорке.

В 1944—46 на воен. службе. В 1947—50 адъюнкт-проф. Миннесотского ун-та. В 1951—55 руководил отделением дет. психиатрии при мед. курсах Питтсбург-ского ун-та.

В 1946 опубликовал кн. «Ребёнок и уход за ним» («The pocket book of baby and child саге»), в к-рой обобщил свой опыт практикующего педиатра. Книга имела огромный успех, была многократно переиздана и переведена на иностр. языки. В ней наряду с мед. рекомендациями С. изложил свои представления о развитии здоровой и счастливой личности, о природе взаимоотношений родителей и детей. Гл. идея С. - признание своеобразия и уникальности личности ребёнка. Он советовал родителям избегать крайностей в воспитании, проявлять чуткость, учитывать желания и волю ребёнка. При этом подчёркивал роль в воспитании родительского авторитета, к-рый, по С., не имеет ничего общего с авторитарностью и диктатом. Важнейшим методом воспитания С. назвал «метод терпения»: твёрдость родителей выражается не в умении настоять на своих требованиях сию минуту и любой ценой, а в том, чтобы,избегая ожесточения, допустить проявление ребёнком независимости, но вернуться к своим требованиям в удобный момент. Родителям С. советовал добиваться таких отношений с детьми, когда отпадает необходимость в наказании. Однако нек-рые родители восприняли идеи С. как проповедь попустительства и вседозволенности. Безволие и безответственность своих подрастающих детей они склонны были объяснять теоретич. ошибками С. Оправдалось предостережение С. о том, что бездумное следование даже самой здравой пед. концепции может принести больше вреда, чем пользы. В связи с этим С. в 1957 специально переработал свою книгу для второго издания, особо подчеркнув руководящую роль родительского авторитета, значение дисциплины для воспитания. Нек-рое заострение этих аспектов отразило эволюцию идей С., но по сути не противоречило его первонач. концепции и явилось её логич. развитием. Основу дисциплины С., как и прежде, видит во взаимной привязанности и любви родителей и детей. В многочисленных публикациях он развивает свои идеи по ряду конкретных пед. проблем: воспитание приёмных и «трудных» детей, воспитание в неполной семье, влияние семейных конфликтов и разводов на детей, роль отца в воспитании и др. С 1962 С. был участником движения сторонников мира, организатором ряда антивоенных обществ, акций. Обществ, деятельность рассматривает как естеств. продолжение своей гуманистич. педагогики.

Соч.: A babys first year, N. Y., 1955 (co-авт.); Feeding your baby and child, N. Y., 1955 (соавт.); Problems of parents, Boston, 1962; Caring for your disabled child, N. Y., 1965 (соавт.); Dr. Spock on Vietnam, N. Y., 1968; Decent and indecent, N. Y., 1970; A teenagers guide to life and love, N. Y., 1970; Raising child-ren in a difficult time, N. Y., 1974; в рус. пер.: Ребенок и уход за ним, М., 1994; Разговор с матерью, М., 1991.

Лит.: Азаров Ю., Диалог. Заметки о Бенджамине Споке и о совр. проблемах воспитания, «Новый мир», 1979, № 9—10.

С. С. Степанов.

 

Просмотров: 742
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • Авторитарное воспитание детей
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • Воспитание чужих детей
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ МЕСТАМИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (количество детей на 100 мест)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Ответственность детей за родителей
  • ПЕРИОДИКА для детей и юношества
  • ПОЛНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ПРИЁМНЫХ ДЕТЕЙ ВОСПИТАНИЕ
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • СПОК (SPOCK) БЕНДЖАМИН МАКЛЕЙН (1903-1998)
  • СУДОРОЖНЫЕ ПРИПАДКИ У ДЕТЕЙ ПРИ ОБЩИХ ИНФЕКЦИЯХ И ИНТОКСИКАЦИЯХ
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • Тест для грудных детей
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь