НИКИФОРОВ Александр Исаакович

[9(21) 6 1893, С -Петербург, — 21 4 1942, Ленинград], филолог и этнограф Окончил Петрогр ун-т (1917) С 1919 вел практич.занятия по литературоведению в Казанском высш. пед.ин-те В 1922—30 вел науч. работу в Ленинграде, сотрудничал в НИИ сравнит изучения лит-р и языков Запада и Востока при Ленингр ун-те, Толстовском музее, Ин-те истории иск-в, Ин-те речевой культуры В 1930- 36 преподавал в Ленингр пром академии С 1936 проф. Ленингр пед.ин-та (вел курсы фольклора и др. -рус. лит-ры, палеографии)

В кн «Этнография в школе» (1926), а также в отд. статьях в пед.изданиях (ЖМНП, Уч зап Ленингр пед.ин-та) выдвинул идею введения в школе этнографии как особого пед.метода, призванного сблизить образование с практич.нар. представлениями, связать науч. знания и жизненные впечатления, а также сформировать активное, творческое отношение учащихся к окружающему миру, способствующее развитию наблюдательности и культуры мышления Опираясь на высказывавшиеся в кон. 19 — нач. 20 вв идеи о возможности соединения обучения родному языку и словесности с наблюдениями над живой речью (см. в ст Грамматика), H. предложил распространить этот принцип и на изучение др. шк предметов. Сущность этногр. метода в преподавании заключается, по мысли H. в соединении изучения каждого предмета с освоением нар. культуры (традиц.представлений, верований, фольклора) путем самостоят. собирания учащимися соответствующего материала по спец. программам. H. составил 66 программ, охватывающих разл. стороны нар. жизни. Ориентированные на потребности шк. курса, программы предусматривали при этом вариативность, учитывающую реальные возможности ребенка и его индивидуальные интересы. Вместе с тем H. отказался дать развернутую систему метод. указаний для применения этногр. метода в шк программах, указывая на новизну постановки вопроса и невозможность предварит. обобщений. Лит ПроппВ Я, АИ Никифоров и его «Севернорусские сказки», в кн Северно-русские сказки в записях А И Никифорова, M -Л, 1961 А А Астахова

 

Просмотров: 854
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • АДЕКВАТНОСТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • Адекватность математического метода
  • БЛОЧНОГО МЕТОДА, ТЕСТ
  • Воспроизводство культуры в ходе пси хического развития ребенка
  • ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ (пед.)
  • ГИПОТЕЗА В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
  • Декарт: основные правила научного метода
  • ЖИЗНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
  • ЖИЗНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
  • ЖИЗНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
  • Жизненные возможности
  • ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЕТОДА
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
  • ЛИТ
  • ЛИТ (LITH-), ЛИТО-
  • ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД (в пед.)
  • Моделирование (в пед.)
  • НИКИФОРОВ Александр Исаакович (1893-1942)
  • Общеобразовательный стандарт в области применения ИКТ в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета или предметной области
  • ПЕД(И)
  • ПЕД- (PAED-), ПЕДО-
  • ПЕДИЯ, ПЕД(О)
  • Проблема философского метода и критерия знания в античности
  • ПРОТИВ МЕТОДА
  • Специфика Русской культуры и её роль в развитии российской и мировой культуры
  • Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов
  • Схоластический метод анализа философских проблем. Понятие схоластического метода
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь