НЕМЕНСКИЙ Борис Михайлович

(р 24 12 1922, Москва), живописец и педагог, обществ.деятель, акад РАО (1992, ч -к АПН СССР с 1991) Окончил Моск. худож. ин-т (1951) Работал в Студии воен художников им M Б Грекова (1942—62) Преподавал в Моск. гор пед.ин-те им В Г Потемкина (1957—60), МГПИ (1960—62), ВГИКе (с 1962, проф. с 1990) Секр Союза художников СССР (1963—88), пред. комиссии по эстетич. воспитанию союза. Автор мн. живописных полотен на темы Вел. Отеч. войны («Земля опаленная», 1957, Третьяковская галерея, «Безымянная высота», 1961—62, и др), пейзажей («Дыхание весны», 1955, Русский музей, и др), серий портретов («Поколения» 1977- 78, и др) Инициатор создания (1991) Моск. центра худож. культуры и образования.

Опыт преподават деятельности привел H к необходимости разработки целостной программы худож. воспитания, детализованной для разл. ступеней образования. В кон. 70-х гг. H предложил один из ее вариантов, поддержанный Союзом художников. Цель такой программы — формирование многогранных духовных интересов личности средствами иск-ва, прежде всего изобразительного. Важная особенность программы — ориентация на эмоционально-воспитат. потенциал худож. образов, на гуманитаризацию образования. Приобщение к ценностям иск-ва, по H., происходит и при решении уч. задач из курсов естеств. и точных наук, в к-рых педагог может выявить и показать учащимся красоту мысли, гармонию познават. и этич. ценностей Формирование худож. культуры учащихся связывалось с освоением не только знаний по иск-ву, но и с овладением «худож. грамотностью», предполагавшей практич.худож. умения и навыки, а также с изучением истории иск— в Академич. основа разл. худож. стилей трактовалась как важный элемент базовых знаний по иск-ву.

Общеобразоват. школе отводилась осн. роль в подготовке учащихся как зрителей, слушателей произведений иск-ва Худож. знания в этом случае — не цель обучения, а средство приобщения учащихся к иск-ву, инструмент формирования их мировоззрения. Школа призвана научить учащихся самостоятельно пользоваться приобретенными худож. знаниями и навыками, в т.ч. для дальнейшего саморазвития. Новый вариант программы, получивший назв. «Изобразит.иск-во и худож. труд», создан под руководством H в 80-х гг. Он принят во мн школах Рос. Федерации Творческие и эмоционально-ценностные аспекты шк подготовки по иск-ву осмыслены в нем как один из важнейших элементов перестройки образования в условиях демократизации общества.

Автор книг о худож. творчестве, в т.ч. для педагогов и для учащихся «Солдат и подснежник» (1971), «Распахни окно» (1974) и др.

 

Просмотров: 1830
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Внешняя цель образования как государственно-общественного института
  • Второе значение образования как результата
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
  • ДОКЛАД учащихся
  • ДОКЛАД учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся
  • ЗАКРЕПЛЕНИЕ знаний, умений и навыков учащихся деятельность учителя
  • ИЗУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • КАТЕГОРИИ ВЗРОСЛЫХ УЧАЩИХСЯ
  • Коллективный иск
  • КРУГОЗОР УЧАЩИХСЯ
  • Методика физического воспитания педагогически запущенных учащихся характеризуется следующими особенностями
  • ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
  • ОЦЕНИВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ учащихся
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА знаний, умений и навыков учащихся
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • РЕЗУЛЬТАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • Самостоятельная работа учащихся
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся
  • Самоуправление учащихся
  • САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ учащихся
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь