ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА в школе

уч. предмет, способствующий разностороннему физич. развитию и совершенствованию учащихся, укреплению их здоровья. Ф. к. входит в систему общего образования и воспитания и ориентирована на формирование у школьников соз-нат. отношения к себе и своему телу, физических (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость). и нравственных (смелость, настойчивость, дисциплинированность и т. п.). качеств личности, потребности в физич. совершенствовании. Ф. к. осваивается в ходе физического воспитания, с учетом индивидуальных физич. особенностей личности.

Важнейший элемент шк. Ф. к. - дви-гат. культура, включающая в себя осн. способы быстрой ходьбы, бега, прыжков в длину и высоту, плавания, выполнения действий с гимнастич. палками, обручами и др. предметами и т. п. На уроке Ф. к. учащиеся овладевают гимнастич. упражнениями, с помощью к-рых формируются умения управлять отд. движениями, преодолевать искусств препятствия, ориентироваться в условиях сложных форм двигат. деятельности (спорт, и подвижные игры, спорт, борьба и т. п.).

В России в нач. 18 в. в Навигацкой школе и нек-рых др. уч. заведениях в программу были введены физич. упражнения. В нач. 19 в. физич. упражнения были включены в программы общеобра-зоват. уч. заведений, но обязат. предметом Ф. к. не была (за исключением отд уч. заведений).

В сов. школе с нач. 20-х гг. программы Ф. к. разрабатывались губернскими отделами нар. образования на основе гл. обр. программ всеобщего воен. обучения (всевобуча). В 1927 введена первая единая программа по Ф. к. в общеобразоват. школе.

В 30-х гг. основой содержания уч. программ стал комплекс Готов к труду и обороне СССР. (ГТО). Программа Ф. к. (1932). носила оздоровит, направленность и включала споеобы передвижения, преодоления препятствий, разл. элементы состязательности и др. В 1937 в программу вошли упражнения на гимнастич снарядах, содержание ее стало дифференцироваться по видам спорта. Программа, разработанная на основе усовершенствованного комплекса ГТО (1940), предусматривала также обучение элементам строевой подготовки и упражнения, имитировавшие ситуации рукопашного боя. В годы Вел. Отеч. войны (с 1942). учащиеся занимались строевыми упражнениями, гимнастикой, играми, лыжной и воен.-сан. подготовкой. В программе 1947 учитывалось общее ухудшение состояния здоровья школьников в военные и послевоенные годы. Ставились задачи укрепления здоровья и физич. развития детей. Программа по Ф. к. (1954). ориентировалась на развитие среди школьников спорта. Во 2-й пол. 60-х гг. во всех типах школ введены 2 урока Ф. к. в неделю, установлена должность учителя Ф. к. в сел. 8-летних школах. Значит. изменения претерпели шк. программы по Ф. к. в 1967 и 1974. В 1983 в программе Ф. к. были систематизированы теоретич. сведения, увеличен удельный вес осн. и прикладных двигат. навыков и умений, устранены труднодоступные упражнения, введен раздел «Навыки и умения самостоят. занятий». Усиливалась направленность уроков Ф. к. на воспитание у школьников бережного отношения к своему здоровью, на формирование умений поддерживать высокую работоспособность.

Реформа общеобразоват. и проф. школы 1984 ставила задачу создания условий для ежедневных и систематич. занятий физич. упражнениями, развития разнообразных внеурочных форм занятий Ф. к. и спортом.

В кон. 80-х гг. стали разрабатываться параллельные программы по Ф. к. Наряду с изучением на уроках т. н. осн. материала и освоением двигат навыков ставилась задача обучения школьников умениям самостоятельного их применения, самотренировки и т. п. Учителя и учащиеся получили возможность более широко использовать на уроках физич. упражнения с учетом конкретных региональных и местных условий, материальной базы уч. заведения, степени подготовленности педагога, индивидуальных интересов учащихся.

Основы законодательства Рос. Федерации о физич. культуре и спорте (1993). определили задачи образоват., внешк. физкультурно-оздоровит. и спорт, учреждений по организации занятий Ф. к. детей и подростков.

В 1993 в Рос. Федерации разработаны Временные образоват. стандарты по Ф. к., к-рые закрепили обязательный для всех образоват. учреждений страны уровень образования по Ф. к., обозначили базовый (инвариантный). уровень уч. материала и миним. требования к уровню подготовленности учащихся.

В нач. школе учащиеся приобретают знания о влиянии занятий физич. упражнениями на состояние здоровья, работоспособность, режим дня и др.; в основной - знания личной гигиены, роли труда, отдыха и сна для физич. состояния организма, о влиянии физич. упражнений на системы дыхания, кровообращения, центр, нервную и опорно-двигат системы, об осн. компонентах физич. культуры, развитии волевых и нравств. качеств, приемах самоконтроля и самотренировки; в средней - знания о Ф. к. и спорте как средстве разностороннего развития личности, подготовки к трудовой и обществ, деятельности и Ф. к. как важнейшей составляющей здорового образа жизни.

Освоение Ф к. организуется в школе в разл. формах: уч., физкультурно-оздоровит. работа в режиме дня школы, внеклассная и внешк. спорт.-массовая работа. Осн. форма уч. работы - урок (в спорт, зале, на пришк. спорт площадке, стадионе, в парке, плават. бассейне), продолжительность занятия 40—45 мин в школе и 1,5—2 ч в вузе и спорт, уч. заведении. Для каждого урока обязательны этапы: вводно-подготовительный, основной (реализует задачи, предусмотренные программой). и заключительный (приводит организм детей в оптимальное для последующих занятий состояние). Уроки могут быть учебными, тренировочными, у ч -тренировочными, восстановительными, контрольными

Возрастные особенности школьников учитываются не только в содержании уч материала, но и в особенностях структуры урока, методах организации учащихся, методике обучения Для мл школьников вводная часть занятия наиболее продолжительна, для обучения новому материалу, напр. общеразвива-ющим упражнениям для малышей, не способных длит. время сохранять стабильную работоспособность, чаще меняются виды деятельности, предпочтительны разл способы фронтальной работы При занятиях с подростками целесообразна групповая организация, при условии достаточной предварит подготовки возможен круговой способ, когда занимающиеся одновременно самостоятельно выполняют разные упражнения с индивидуальной нагрузкой В 10- 11-х кл юноши и девушки на уроках Ф к занимаются с разными преподавателями

Используются разл методы обучения словесные (рассказ, описание, объяснение, разбор, задание и т.д. ), наглядного восприятия (показ, демонстрация плакатов, рисунков, кинофильмов и т и), практические (строго регламентированные упражнения - разучивание по частям и в целом, и частично регламентированные игровые и соревновательные формы).

Для уроков Ф к требуются необходимое оборудование и спорт инвентарь В школах используются универсальные многопропускные гимнастич снаряды разнообразных конструкций, разл усовершенствования и модификации традиц. оборудования

Физич. культурно-оздо-ровит работа включает гимнастику до занятий, физкультминутки на уроках, подвижные перемены, спорт часы в группах продленного дня, физкульт-паузы во время приготовления домашних заданий и др. Гимнастика до занятий подготавливает учащихся к работе на уроках и проводится за 10 мин до начала занятий в виде несложных упражнений, часто с муз. сопровождением В течение подвижных перемен используются игры, соревнования по упрощенным правилам, эстафеты и др. В практике встречаются такие формы, как «перемены-прогулки» (гл. обр. для учащихся мл классов), «олимпийские перемены» (соревнования и спорт игры). и др. Физкультминутки и физкультпаузы предупреждают умственное утомление школьников на уроках и во время приготовления домашних заданий Физкультминутки (1—2 мин). включают упражнения, направленные на группы мышц, несущие осн.нагрузку (при сидячей работе - мышцы спины, шеи, рук, при письме - мышцы кисти). В физкультпаузы (10—15 мин). входят комплексы игровых упражнений Спорт часы в группах продленного дня организуются под руководством воспитателей или учителей Ф к (подвижные и спорт игры, эстафеты, общеразвивающие упражнения и др.).

Внеклассная и внешкольная спорт -массовая работа осуществляется в разл формах кружки, секции, группы общей физич. подготовки,самостоят.занятия,соревнования, спорт праздники, дни здоровья Физкультурные кружки, спорт секции представляют собой объединения учащихся по возрасту и полу для углубленного изучения избранных видов спорта Общее руководство их работой возлагается на учителей Ф к, к-рые могут сами проводить занятия или привлекать к ним др тренеров, инструкторов и т.н. Создаются физкультурные кружки общей физич. подготовки и профилированные (акробатические, баскетбольные и др.). секции

Массовые формы физкультурной работы - спорт соревнования, праздники, дни здоровья и спорта (в школе и на стадионах, на природе и т.д. ) - проводятся для проверки физич. подготовленности школьников, их спорт мастерства, пропаганды здорового образа жизни, занятий физкультурой, полезного досуга Система мероприятий по Ф к эффективна при обеспечении регулярного участия в них абсолютного большинства учащихся Задача педагога - подготовить детей к стартам

Внешк. работа по Ф к осуществляется в домах дет. творчества, парках, клубах, кружках по месту жительства, летних и зимних оздоровит лагерях, на стадионах, в дет. и юношеских спорт школах

В заруб странах сложились разл подходы к организации Ф к в школе Напр., в Австрии программа утверждается Мин-вом образования, иск-в и спорта, в ней содержатся лишь общие цели и задачи работы и указывается кол-во часов, отведенных на уроки (в 1—2-х кл —2 урока в неделю, в 3—12-хкл —3 урока). В США в разл типах школ, а также в каждом штате имеются свои программы Во всех школах в программах большое внимание уделяют подвижным и спорт играм В Германии не существует единых требований для всех школ страны Число уроков Ф к в зависимости от того, в какой земле находится школа, колеблется от 1 до 3 В Швейцарии, хотя Ф к и не входит в число осн. предметов шк. программы, на нее отводится 117 ч в год Дополнительно к обязат занятиям рекомендуется проводить спорт мероприятия в режиме шк. дня (объем 20 ч в год). В 8-м кл проводится экзамен В Швеции в 1-м кл уроки Ф к предусмотрены 1 раз в неделю, во 2-м - 2 раза, начиная с 3-го - 3 раза В конце года выставляется отметка по предмету «Гимнастика и спорт» Единая программа составлена Деп шк. дела 1 раз в месяц организуются дни активного отдыха на природе (туристские походы, спорт занятия). В Японии учащиеся нач школы (1—4-е кл). имеют 105 уроков Ф к в год, из них в 5—6-х кл 10 уроков гигиены В мл ср. школе (7—9-е кл). также 105 уроков в год, из них 20 уроков гигиены, к программе добавляется 20 ч на один избранный вид дзюдо, фехтование или нац. борьба сумо На старшей ступени ср. школы (10—11-е кл). на 3 года выделяется 435 ч, из них 70 ч на борьбу для юношей В школах проводятся также гимнастика до занятий, подвижные игры и физич. упражнения на больших переменах (30 мин). Большое внимание уделяется привитию учащимся навыков самостоятельности

В 80—90-х гг наметились тенденции гуманизации уч процесса по Ф к Напр., в нек-рых штатах США специалисты рекомендуют отмечать прогресс в физич. подготовленности каждого ребенка, а не сопоставлять ее показатели с аналогичными данными др. детей или обще-нац. нормативами развития физич. качеств, акцентируют также несоревно-ват характер видов физич. активности

В Японии еще в кон. 70-х гг физич. воспитание подчинено формированию поколений людей, к-рые в будущем смогут самостоятельно заниматься видами Ф к и спорта, доставляющими им наиб. удовольствие В Великобритании пересматривается отношение к направленности физич. воспитания в уч. заведениях от преобладания состязательных групповых игр к индивидуальным занятиям, теоретич подготовке учащихся, нацеленности на формирование осознанного отношения школьников к занятиям Ф к

Лит ШурухинаВ К, Этапы большого пути Щк программы по физ. культуре за 50 лет Сов власти, «Физ. культура в школе», 1967, № 9, с 4—7, Сов система физич. воспита ния, M, 1975, Теория и методика физич. воспи тания, под ред. Б А Ашмарина, M, 1979, Вве дение в теорию физкультуры, под ред. Л II Матвеева, M, 1983, История физкультуры и спорта, под ред. В В Столбова, M, 1983, Физич. воспитание Учебник, [под ред. В А Головина, В А Маслякова, А В Коробкова], M, 1983, Очерки по теории физич. культуры Сост.н. ред Л II Матвеев, M, 1984, Физич. воспитание и спорт в школах заруб стран Сб, в 1—3, M, 1990 В H Шаулин

 

Просмотров: 2085
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г.




Другие новости по теме:

  • Адаптивный спорт
  • Воспитание здорового образа жизни учащихся
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Знания, требуемые для социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами
  • Конный спорт
  • Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?»
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • Оздоровительный спорт
  • Парусный спорт
  • Планёрный спорт
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
  • ПРОГРАММА ДЛЯ ЭВМ
  • Программа учебного курса для обучающегося
  • Программы когнитивного вмешательства для пожилых людей
  • РОДНОЙ ЯЗЫК в школе Рос. Федерации с нерусским языком обучения
  • Спорт
  • СПОРТ
  • СПОРТ
  • СПОРТ
  • Спорт высших достижений
  • СПОРТ детский и юношеский
  • СПОРТ детский и юношеский
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧЕТ ОПАСНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ВЕЩЕСТВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Фактор риска для здоровья
  • ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь