Структурализм

- "направление в зарубежной (прежде всего франц.) антропологии, к которому принято также относить тартуско-московскую школу, разрабатывавшее проблемы структурного анализа в различных областях наук о человеке". Структурализм использует структурные методы, почерпнутые из структурной лингвистики и литературоведения: "построение структурных грамматических и синтаксических моделей для естественных языков и структурный анализ лексического и синтаксического материала поэзии, сказки, малой прозы как средство выявления инвариантных структур языковой деятельности. [Инвариантный - неизменный в сущности, несмотря на формальные преобразования]. Структурализм расширил поле применения структурного анализа, распространив его на социокультурные проблемы".Структурализм базируется на следующих положениях: "представлении о культуре как совокупности знаковых систем и культурных текстов и о культурном творчестве как символотворчестве; представлении о наличии универсальных инвариантных психических структур, скрытых от сознания, но определяющих механизм реакции человека на весь комплекс воздействий внешней среды, как природной, так и культурной; представлении о культурной динамике как следствии постоянной верификации человеком представлении об окружающем мире и изменении в результате этой верификации принципов комбинаторики внутри подсознательных структур его психики, но не самих структур [верификация - проверка теории опытным путём; комбинаторика (здесь) - соединение, перестановка, сочетание элементов]; представлении о возможности выявления и научного познания этих структур путём сравнительного анализа знаковых систем и культурных текстов".[12] Рассматривая структурный метод К.Леви-Строса, отечественный исследователь А.Б.Островский характеризует школу этнологического структурализма следующим образом: "Структуральная антропология как методическое направление в изучении социокультурных явлений так называемых "примитивных", то есть традиционных, обществ опирается на следующие принципы, в совокупности составляющие метод: 1) явление культуры рассматривается в синхронном срезе общества, в единстве своих внутренних и внешних связей 2) явление культуры анализируется как многоуровневое целостное образование, а связи между уровнями истолковываются в семиотическом ключе; 3) исследование явления производится непременно с учетом его инвариативности - в рамках конкретной культуры или более широкой области, где происходила его трансформация. Конечный результат исследования - моделирование "структуры", то есть предполагаемого алгоритма, который определяет скрытую логику, присущую как отдельным вариантам явления ( инвариантные связи элементов и отношений между ними), так и виртуальным переходам от одного варианта к другому".[13] [Синхронный - одновременный, рассматриваемый в "мгновенном временном срезе"; антоним - диахронный - рассматриваемый во временной протяженности. Семиотика - наука о знаках. Виртуальный - возможный, появляющийся при определенных условиях. Алгоритм - однозначная пошаговая инструкция по решению конкретной задачи из какого-либо класса задач данного определенного типа]. А.Б.Островский указывает на некоторую неточность в переводе термина "структурная антропология" с французского языка. С его точки зрения учение Леви-Строса следовало бы называть "структуральная антропология": "Определение "структурные" относится к структурной организации конкретного явления или же конкретного его варианта, а определение "структуральные" - суть присущие культуре способы, модели перехода от одного к другому варианту того же явления".[14]  

Просмотров: 628
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • БЕСЕДА, как метод психолого-педагогического исследования
  • Воля как характеристика сознания
  • ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
  • Животные как модели
  • ЗАДАЧИ ЭТНОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
  • Игрушка как средство общения
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ КАК МЕТОД ВОСПИТАНИЯ
  • КОНЦЕПЦИЯ ИДЕАЛИЗИРОВАННЫХ СТРУКТУР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • Мобильный телефон как средство общения
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • Образование как система
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • принцип единства явления и его сущности
  • ПРОБЛЕМНОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ КЛИЕНТА (О СУТИ ЕГО ПРОБЛЕМЫ)
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рефлексия как механизм общения
  • Сознание как высшая ступень развития психики
  • Социализация как результат
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь