Постструктурализм

(лат. пост - после структурализм) - "обобщающее название ряда философско-методологических подходов, сложившееся в 70-х - 90-х годах XX века на основе преодоления и отрицания структуралистского подхода.Хотя в постструктурализме и сохраняется отношение к культуре как к тексту и ориентация на анализ и интерпретацию текстуальных явлений культуры, но сам подход к тексту радикально меняется. Объектом рассмотрения и анализа становится всё, что осталось за пределами структурного осмысления. Это прежде всего контекст, влияние которого не рассматривалось структуралистами в поисках универсалии, та совокупность индивидуальных явлений и черт, которая стоит за текстом и определяет его. Это динамика, изменчивость, которая не схватывается при структурном анализе. Это те элементы текста, которые невозможно свести к сегментному дихотомическому делению [дихотомия - последовательное деление целого на две части, и каждой части снова на две]; они предстают как несистемные, уникальные, нерасчленяемые. Это, наконец, то, что вообще выходит за рамки упорядоченности, предстаёт как случайное, воплощает свободу, волюнтаризм, иррациональность в человеческом действии".75 В области отдельного человека постструктурализм, в отличие от структурализма, стал проявлять интерес "к аффектам, телу, власти и пр., воображаемое стало подчас теснить символическое, фантазмы - подчинять себе язык".76 В сфере культуры "структуралистская увлечённость логикой культуры в отрыве от её развтития уступила место постструктуралистскому интересу к культурной динамике".77 По отношению к обществу постструктурализм - это философия маргинальности, позиция нравственного протеста и неприятия окружающего мира. "Начиная с постструктурализма маргинальность превратилась в уже осознанную и теоретическую рефлексию.. Сознательная установка на периферийность по отношению к обществу в целом, в том числе и к его морали, всегда порождала пристальный интерес и к "пограничной нравственности". Феномен де Сада [изучение человека методами экспериментальной физиологии] заново переосмысливается и предстаёт уже не только как аморальное явление, но и как "жажда эксперимента, искус любопытства и познания, часто любой ценой и в любой ранее считавшейся запретной, табуированной области".78 Во внимании к ранее запретному, осознаваемому с известной степенью болезненности, как ни пародоксально, проявляется гуманизм постструктурализма: запретное в человеке, считающееся "неприличным" и "подрывным" (прежде всего сексуальность и агрессия), вытесняемое и подавляемое в отдельной личности во имя безопасного существования общества в целом, становится объектом внимания и изучения, так как мир и субъект объявляются равными по ценности: "И я - урод, и счастье сотен тысяч / Не ближе мне пустого счастья ста?" ( Б. Пастернак). Такой подход основан не на "вознесении" отдельной личности, а на представлении о том, что общество состоит из отдельных личностей. Безликие "массы" и "толпы" обретают очертания отдельных человеческих лиц. Английский исследователь Р. Янг пишет: "Постструктурализм, следовательно, предполагает перенос акцента со смысла на игровое действие, или с обозначаемого на означающее. Он может рассматриваться с точки зрения того, как предпосылки постструктурализма отвергают любое однозначное или "истинное" его определение. В самом общем виде он предполагает критику метафизики (понятий причинности, личности, субъекта и истины), теории знака и признание психоаналитических модусов мышления. Короче, можно сказать, что постструктурализм расщепляет благостное единство стабильного знака и целостного субъекта. В этом отношении теоретическими источниками теоретических ссылок постструктурализма лучше всего могут быть работы Фуко, Лакана и Дерриды, которые разными путями довели структурализм до его пределов".  

Просмотров: 387
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Словарь по педагогической антропологии, 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ХОЗЯЙСТВА. Ч. 1. Мир как хозяйство»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • «ЯВЛЕНИЕ И СМЫСЛ. Феноменология как основная наука и ее проблемы»
  • »Это не всё» методика
  • Группа как субъект общения
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ИСТОРИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
  • Коммуникативная компетентность как особое умение в гуманитарной области знания
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Общение как предмет междисциплинарного изучения
  • Онтология эмпириокритицизма. Ощущения как элементы мира
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Практика, как критерий истины
  • ПРОЦЕДУРА ВЫРАБОТКИ У КЛИЕНТА УВЕРЕННОСТИ В ТОМ, ЧТО ЕГО ПРОБЛЕМА БУДЕТ УСПЕШНО РЕШЕНА
  • Расставание как феномен общения
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ (первоначальное, авторское название Философия как странная речь)
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕЛЕСНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
  • ТЕХНИКА КАК ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • Шопенгауэр: Мир как представление и воля
  • Эмпириокритицизм как теоретико-познавательная программа искоренения метафизики
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь