ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

— педагогически организованный процесс передачи от поколения к поколению способов и знаний, необходимых для физического совершенствования. Цель Ф.в. - разностороннее развитие личности человека, его физических качеств и способностей, формирование двигательных навыков и умений, укрепление их здоровья. Осн. средства Ф.в. - физические упражнения, использование естественных сил природы (солнечная энергия, воздушная и водная среда), соблюдение правил гигиены (личной, трудовой, бытовой и т.п.). Познание закономерностей влияния физических упражнений на организм, научная методика их выполнения помогают достичь цели Ф.в. Естественные силы природы выступают средствами закаливания организма. Соблюдение условий гигиены необходимо для сохранения здоровья и физического совершенствования (см.Гигиена детей и подростков). Осуществляется Ф.в. по трём направлениям: общая физическая, профессиональная физическая и спортивная подготовка. Я.А. Коменский одним из первых предложил включать физическую подготовку в программы обучения и увязывать её с уроками по другим предметам. Теорию Ф.в. также развивали Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.К. Гутс-Мутс и др. Педагогические теории нового воспитания и свободного воспитания рассматривали Ф.в. как составную часть прогрессивного школьного образования. В России научные основы Ф.в. были разработаны в последней четверти 19 в. (Н.И. Пирогов, И.М. Сеченов и др.). Популяризации идей Ф.в. в семье и школе способствовали работы врачей Е.М. Дементьева и Е.А. Покровского. Особенно важную роль в развитии отечественного Ф.в. сыграл П.Ф. Лесгафт, который ввёл понятие "физическое образование". В своих трудах "Семейное воспитание" (1884), "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" (1888-1901) и других Лесгафт утверждал, что гл. цель воспитания - гармоническое развитие ребёнка, под которым понимал правильное сочетание умственных и физических сил, их неразрывную связь и активное включение в деятельность человека при ведущей роли сознания человека. Массовое физкультурное движение началось в рамках всеобщего военного обучения (всевобуча). С 1918 создавались военно-спортивные клубы и кружки. В 20-е гг. возникли многодневные эстафеты, спартакиады, пробеги и пр. В 30-е гг. основу Ф.в. составлял комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО; для детей - ступень "Будь готов к труду и обороне", БГТО). Теоретические вопросы Ф.в. разрабатывали В.В. Гориневский, В.В. Белинович, Н.А. Бернштейн, А.Н. Крестовников, А.Д. Новиков, А.Ц. Пуни и др. Активным занятиям подрастающего поколения физкультурой способствовали пионерские и комсомольские организации. Несмотря на формализм и излишнюю увлечённость широкомасштабными массовыми акциями (военно-спортивные игры "Зарница", "Орлёнок" и др.), проводимая пионерской организацией работа по Ф.в. на местах (например, многочисленные соревнования дворовых команд на приз "Золотая шайба", "Кожаный мяч" и др.) помогла приобщить к физкультуре и спорту мн. подростков. В 90-е гг. новые общественно-экономические отношения поставили физкультурные детские и юношеские коллективы в сложные условия. Мн. объединения были вынуждены либо прекратить деятельность, либо вводить плату за занятия, привлекать средства спонсоров и пр. Сократилось число кружков по месту жительства. Структуру самодеятельной организации физкультурного движения составляют добровольные спортивные общества. Физкультурная работа в образовательных учреждениях (в т.ч. дошколь- ных) регламентируется образовательными программами и учебными планами и находится в ведении органов управления образования. Осн. задачи Ф.в. детей дошкольного возраста: забота о здоровье, закаливание; содействие правильному и своевременному развитию костной системы, укреплению и пропорциональному развитию всех групп мышц; функциональное совершенствование сердечно- сосудистой, дыхательной, нервной систем; улучшение обменных процессов. В этом возрасте формируются жизненно важные двигательные навыки (ходьба, бег и т.п.), умения согласовывать движения, сохранять правильную осанку; развиваются качества, обеспечивающие рациональное выполнение движений, - ритмичность, ориентирование в пространстве, способность рассчитывать усилия. С детьми до 1 года уже необходимо заниматься физическими упражнениями, проводить массаж. В детском саду на занятиях по Ф.в. организуются различные несложные игры, физкультминутки. В школьном возрасте Ф.в. учащихся осуществляется на уроках физической культуры в общеобразовательных, начальных и средних профессиональных учебных заведениях. Для студентов высших профессиональных учреждений осн. формы Ф.в.: учебные и факультативные (по избранным видам спорта) физкультурно-оздоровительные мероприятия. Ф.в. в семье осуществляется в форме закаливания, самостоятельных занятий физкультурой, а также упражнений, выполняемых на домашних гимнастических комплексах, игр, прогулок и т.п. См. также Гигиена детей и подростков, Тесты в физическом воспитании

Просмотров: 1262
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»
  • «ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
  • БИБЛИОТЕКИ для детей и юношества
  • ВЫПУСКНИКИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ (ГТО)
  • КИНО для детей и юношества
  • ЛИТЕРАТУРА для детей и юношества
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКА для детей
  • МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • МУЛЬТФИЛЬМЫ для детей
  • ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕСТАМИ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
  • Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях (количество мест на 1000 детей)
  • Образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
  • Показатели развития профессиональных знаний и умений, необходимых педагогам для медиаобразовательной деятельности
  • Психические нарушения травматической природы у детей и подростков
  • СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ для детей, имеющих нарушения в психофизическом развитии
  • ТЕАТР для детей и юношества
  • Тест для грудных детей
  • ТЕСТЫ СТАНДАРТНЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • УЧРЕЖДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
  • ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ АНОМАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ
  • ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ
  • ЯСЛИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь