ДРУЖБА

— отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений Д. обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравственной ценностью. Д. индивидуально-избирательна, основана на взаимной симпатии, и в отличие от приятельства - отношение глубокое, интимное и устойчивое. Однако каноны Д. и предъявляемые к ней требования неодинаковы в разных человеческих обществах и у разных людей; кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всём соответствуют нормативным канонам и представлениям. Для педагогики особенно существенны половозрастные и индивидуальные особенности детской и юношеской Д. Возрастная динамика детской Д. обусловлена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ребёнка, с другой - изменением круга и структуры его общения. Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиологическую основу Д., появляется у младенца с первых дней его жизни. С возрастом у детей преобладает потребность в общении со сверстниками, а не со взрослыми людьми. У дошкольников и младших школьников Д. обычно является непосредственной, нерефлексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объёмом совместной деятельности и количеством проведённого вместе времени. В среднем школьном возрасте поведенческие свойства Д. начинают рассматриваться как подчинённые социально-нормативным ценностям. Формируется особый моральный кодекс Д., который подчёркивает прежде всего нерушимость её правил, взаимную выручку, справедливость, верность и пр. У старших подростков ценности Д. психологизируются, на первый план выходят потребности понимания и самораскрытия. В ранней юности стремление к исключительной, интимной Д. особенно велико. Поиск Д. - самая насущная и страстная потребность младшего юношеского возраста. По своему эмоциональному накалу эта Д. напоминает влюблённость, а предъявляемые к ней требования часто отличаются крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществимыми. Юношеский культ Д. сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Наличие близких друзей и характер взаимоотношений с ними - важный фактор эмоционального благополучия юношей и девушек; отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психологические последствия. Смешанная, разнополая Д. встречается реже, чем однополая, большей частью в раннем детстве и среди взрослых. Д. оказывает сильное влияние на личность. Друзей не только выбирают по принципу подобия, но в ходе длительного тесного взаимодействия. Изучение круга и характера дружеского общения воспитанника - важнейший шаг к пониманию его внутреннего мира и особенностей поведения. Способность к психологической интимности, подразумеваемая Д., тесно связана с уровнем развития личности, её самосознания и социального самоопределения. В отношениях со своими друзьями ребёнок учится любить и понимать, заботиться и принимать на себя ответственность за других. Непосредственно руководить развитием детской Д. невозможно. Прямые родительские запреты и предписания в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Важно формировать у воспитанников умение правильно оценивать нравственный смысл Д. с точки зрения её общественной направленности и общественно значимых ценностей, которые она утверждает. См. также Добродетель

Просмотров: 693
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря, российская национальная библиотека, 2005-2007 г.




Другие новости по теме:

  • "F66" Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым (психосексуальным) развитием и ориентацией по полу
  • "F98" Другие эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • F66 Психологические и поведенческие расстройства, связанные с сексуальным развитием и ориентацией
  • F90-F98 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • Анализ продуктов детской деятельности
  • ВЕКСЛЕРА, ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ШКАЛА ИНТЕЛЛЕКТА (WPPSI)
  • Диагностика развития общения ребенка со взрослым в раннем возрасте. Л. Н. Галигузова
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • ДИНАМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ И ОБЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА С ЛЮДЬМИ
  • Дифференциальные эмоции как затрудняющий фактор общения
  • Дружеские отношения: возрастные особенности
  • ЗНАК, КРИТИКА ЕГО ТРАДИЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
  • ИЗДАТЕЛЬСТВА ДЕТСКОЙ И ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • Коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка
  • Культурные нормы: стили общения в разных культурах
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕОБЪЯСНИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • НЕПРИЯЗНЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ
  • Опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Потребность в общении
  • Средства общения народов разных государств
  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НАРОДОВ РАЗНЫХ ГОСУДАРСТВ
  • Страхи людей на разных этапах жизни
  • УМЕНИЕ СЛУШАТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ
  • Ценности личности в общении
  • Чувственное удовольствие одних - ставится выше, чем жизнь других



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь