Мак–Дугалл Уильям

(22.6.1871, Чаддертон, Ланкашир – 28.11.1938, Дарем, Северная Каролина) — англо–американский психолог, основатель гормической психологии. После окончания в 1890 г. Колледжа Оуэна в Манчестере, учился в Колледже Св. Иоанна в Кембридже, который окончил в 1894 г. (бакалавр, 1898), после чего несколько лет, с 1894 г. по 1898 г. изучал медицину в госпитале Св. Фомы в Лондоне. В 1898 г. сопровождал группу специалистов Кембриджской антропологической экспедиции в Австралию и на острова Торресова пролива, где осуществлял психологическую диагностику местных жителей. По возвращению проходил научную стажировку у Г.Э. Мюллера в университете Геттингена по проблеме цветового зрения (1900). С 1901 г. по 1904 г. Мак–Дугалл работал в качестве ассистента в экспериментальной лаборатории Университетского колледжа в Лондоне, затем, с 1904 г. по 1920 г., он — преподаватель ментальной философии в Оксфордском университете (в это время у него учился Ч.Э. Спирмен), в 1908 г. защитил здесь магистерскую диссертацию и написал ряд книг, в частности „Physiological Psychology“, 1905, и „Body and Mind: A History and Defense of Animism“, 1911, где пытался доказать наследуемость приобретаемых признаков и объяснить действие торможения оттоком нервной энергии. В 1920 г. Мак–Дугалл переехал из Англии в США, где в качестве профессора стал преемником Г. Мюнстерберга в Гарвардском университете. Не найдя поддержки своим идеям в Гарварде, Мак–Дугалл перебрался в 1927 г. в университет Дьюка, Дарем, Северная Каролина, где стал деканом факультета психологии. Решительно заявил о себе как об оригинальном мыслителе еще в 1908 г., когда вышла одна из важнейших его работ („An introduction to social psychology“, L,1908, рус. пер. „Основные проблемы социальной психологии“, М., 1916), где он сформулировал основные принципы социального поведения человека. Эта работа легла в основу его „гормической психологии“ как части динамической психологии, делающей упор на видоизменениях психических процессов и их энергетической основе. При этом свою психологию он сознательно противопоставлял теориям научения и, в частности, представлениям, высказанным Дж. Уотсоном об инстинктах (1913): навык, по мнению Мак–Дугалл, сам по себе не является движущей силой поведения и не ориентирует его. В качестве основных движущих сил человеческого поведения он рассматривал иррациональные, инстинктивные побуждения (его понимание инстинкта, из–за расплывчатости, вызвало критику специалистов по этологии, в частности К. Лоренса). В основе поведения лежит интерес, обусловленный врожденным инстинктивным влечением, которое лишь находит свое проявление в навыке и обслуживается теми или иными механизмами поведения. Всякое органическое тело от рождения наделено некой витальной энергией, запасы и формы распределения (разрядки) которой жестко предопределены репертуаром инстинктов. Как только первичные импульсы определяются в виде направленных на те или иные цели побуждениях, они получают свое выражение в соответствующих телесных приспособлениях. Инстинкт — этот термин был в дальнейшем заменен Мак–Дугалл на термин „склонность“ — представляет собой врожденное образование, обладающее побудительной и управляющей функциями, содержащее в себе определенную последовательность процесса переработки информации, эмоционального возбуждения и готовности к моторным действиям. Таким образом это психофизическое предрасположение заставляет индивида что–либо воспринимать, испытывая от этого специфическое эмоциональное возбуждение и импульс к действию. Первоначально выделял 12 видов инстинктов: бегство , неприятие (отвращение), любознательность (удивление) — еще в 1908 г. он указывал на наличие познавательной мотивации у высших приматов, — агрессивность , самоуничижение (смущение), самоутверждение (воодушевление), родительский инстинкт (нежность), инстинкт продолжения рода, пищевой инстинкт, стадный инстинкт, инстинкт приобретательства, инстинкт созидания. По его мнению, основные инстинкты напрямую связаны с соответствующими эмоциями, так как внутренним выражением инстинктов являются эмоции. Опираясь на учение Ч. Дарвина о эмоциях, трактовал их как аффективный аспект инстинктивного процесса. Каждому первичному импульсу соответствует определенная эмоция: побуждение к бегству связано со страхом, любопытство — с удивлением, драчливость — с гневом, родительский инстинкт — с нежностью. Критиковал теорию Джемса–Ланге за то, что в ней в центр внимания был поставлен сенсорный компонент эмоций и игнорировался побудительный. Различал две первичные и фундаментальные формы чувства: удовольствия и страдания, напрямую связанные с определенным устремлением. Несколько эмоций могут суммироваться в сложные чувства, что обусловлено опытом и научением при взаимодействии с определенными предметами или обстоятельствами, которые оказываются втянутыми в когнитивно–эмоциональное оценивание. Среди чувств рассматривал как наиболее важное так называемое „эготическое“, связанное с самосознанием. Переживание счастья обусловлено, по его мнению, гармоничным согласованием всех чувств и действий в контексте единства личности. Мак–Дугалл — один из начинателей социально–психологических исследований, ввел само понятие „социальная психология“ (1908). Пытался дать научную интерпретацию процессов в социальных группах: трактовал социальную потребность как стадный инстинкт, а групповое общение — как организацию системы взаимодействующих энергий всех членов этих групп („душа группы“), развивал представление о сверхиндивидуальной национальной душе („The group mind“, Cambridge, 1920). Как и его предшественник, У. Джемс, Мак–Дугалл имел выраженный научный интерес к оккультным феноменам. В 1927 г. он, при участии Дж. Райна, организовал в университете Дьюка первую парапсихологическую лабораторию. Исходил из понимания психической энергии как такой же действенной как и физическая („The Frotiers of Psychology“, L., 1934). На этой основе вновь пытался подойти к проблеме личности и объяснить клинический материал, касающийся феномена „множественной личности“, здесь он пришел к пониманию личности как системы мыслящих и целеустремленных монад. В целом же его работы в этой области дали новый импульс исследованиям личности, прежде всего ее мотивационных характеристик (Г.У. Олпорт, Г.А. Мюррей, Р.Б. Кеттелл, Ф. Лерш).

Просмотров: 1189
Категория: Словари и энциклопедии » Педагогика » Пшеничнов М.В. Психология и педагогика, краткий биографический справочник, 2006 г.




Другие новости по теме:

  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ»
  • «МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • Возникновение психологии как науки
  • Диагностика эгоцентризма как свойства и состояния личности
  • Душа как Солнце
  • Ильин:Человек, его душа и его собственность. Критика коммунизма
  • МАК-ДУГАЛЛ (MCDOUGALL) Уильям
  • МАК-ДУГАЛЛ (MCDOUGALL) Уильям
  • МАК-ДУГАЛЛ Уильям
  • МАК-ДУГАЛЛ УИЛЬЯМ
  • МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • НРАВСТВЕННЫЙ ЗАКОН КАК ФУНДАМЕНТ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.
  • Общение как процесс
  • Основные принципы и идеи философии Спинозы. Пантеизм Спинозы. Субстанция как природа и Бог
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • Понятие об ощущении и его физиологической основе
  • Пьянство как предшественник алкоголизма
  • Самовоспроизводство класса (воспроизводство его на собственной основе)
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК НАУКА
  • СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности (по Райху)
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь