МАК-ДУГАЛЛ (MCDOUGALL) Уильям

(1871-1938) - англо-американский психолог и социальный психолог, представитель инстинктивизма в социологии. С 1920 М. работает профессором американского университета в Гарварде, с 1927 - университета в Дьюке (Северная Каролина).

М.-Д. разработал концепцию инстинктов социального поведения, подводя под любое человеческое действие соответствующий инстинкт.

Провозгласив психологию "основным базисом", на котором должны быть построены все социальные науки - этика, экономика, наука о государстве, философия, история, социология, М.-Д. стремился создать психосоциальную систему общественных дисциплин.

Главное место в учении М.-Д. занимают социально-психологическая теория личности и дифференцированная классификация социальных инстинктов, импульсов, эмоций. По его мнению, основной движущей силой поведения человека являются инстинкты, и вследствие этого теоретической основой всех общественных дисциплин должна стать "психология инстинкта".

Подменяя собственно социологический подход психологическим инстинктивизмом, М.-Д. понимал инстинкт как "врожденное, или природное, психофизическое предрасположение, которое заставляет индивида воспринимать определенные объекты или обращать внимание на них и испытывать при этом специфическое эмоциональное возбуждение, действовать по отношению к этим объектам определенным образом или, по крайней мере, испытывать импульс к такому действию".

По мнению М.-Д., "инстинкты" являют собой наследственно определенные каналы разрядки нервной энергии. Они состоят из афферентной (воспринимающей, рецептивной) части, ответственной за то, как воспринимаются предметы и явления центральной части, благодаря которой мы испытываем специфическое эмоциональное возбуждение при восприятии данных предметов, и эфферентной (двигательной) части, которая обусловливает характер нашей реакции на эти предметы.

М.-Д. выделял 18 основных инстинктов, обусловливающих поведение человека. Среди них инстинкты любопытства, драчливости, воспроизведения себе подобных, самоуничижения и т.д. Главенствующим инстинктом М.-Д. считал стадный инстинкт.

Примитивизируя различного рода социальные процессы и явления, М.-Д. произвольно сводил любые общественные изменения к действию одного или нескольких инстинктов. Так, в соответствии с собственной гипотезой о причинах во-оруженного насилия он характеризовал войны как вечные и неизбежные проявления инстинкта драчливости, в основе же религии, по М.-Д., лежит комплекс инстинктов, среди которых особое внимание он уделял комплексам любопытства, самоуничижения и эмоционального возбуждения.

Всего же М.-Д. выделил семь пар основных инстинктов и эмоций. По его мнению, каждому первичному инстинкту соответствует определенная эмоция, которая подобно инстинкту является простой и неразложимой и проявляется в виде субъективного коррелята инстинкта. Например, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинкту драчливости - эмоция гнева, инстинкту воспроизведения - эмоция сексуальной ревности и т. д.

С точки зрения М.-Д., в ходе развития эмоциональной сферы человека различные эмоции объединяются в более сложные группы и приобретают иерархическое строение. При этом подчеркивалось, что если комплекс эмоций индивида организован вокруг стабильного объекта, то происходит развитие чувства. Из всех человеческих чувств М.-Д. особо выделял "эготическое чувство" как доминирующее в сложившейся структуре характера человека. Этим чувством, по М.-Д., обусловливается формирование содержания и формы человеческого "Я", которое в целом соответствует общему социальному фону.

Примечательной в учении М.-Д. была трактовка им социальных процессов как процессов, изначально устремленных к некой биологически значимой цели. Главным признаком живого является "горме" - некая движущая телеологическая сила интуитивного характера.

Считая стремление к цели базисным признаком поведения животных и человека, М.-Д. хотел создать целевую "гормическую психологию", в которой это поведение могло бы получить соответствующее объяснение. Однако в конечном счете эти попытки не увенчались успехом.

В.И. Овчаренко, А.А. Грицанов

Просмотров: 1719
Категория: Словари и энциклопедии » Социология » Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.




Другие новости по теме:

  • F02.4х* Деменция при болезни, вызванной вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) (B22.0+)
  • F68.1 Умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (поддельное нарушение)
  • «ЧТО ТАКОЕ ,,ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ?
  • АФФЕКТНОЕ ЧУВСТВО или ЭМОЦИЯ
  • ДВИЖУЩАЯ СИЛА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • Детерминация биологическая поведения человека
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Европейская конвенция по правам человека (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод)
  • ИЗВРАЩЕНИЕ ИНСТИНКТОВ
  • Извращение инстинктов
  • ИНСТИНКТОВ РЕДУКЦИЯ
  • Матрица профессионального поведения человека
  • МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
  • Наукоучение Фихте как основание его системы
  • НЕАДАПТИВНЫЕ ФОРМЫ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  • НЕСПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА БЫТЬ САМИМ СОБОЙ
  • ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕУМЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИВЛЕКАТЬ К СЕБЕ ВНИМАНИЕ
  • Паскаль: религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  • Подозрение как фактор речевого поведения и его восприятия
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ ЧЕЛОВЕКА КАК ЛИЧНОСТИ
  • СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ КАК ВЕЩИ
  • СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
  • СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом
  • ТЕОРИЯ ВЛЕЧЕНИЙ (ТЕОРИЯ ИНСТИНКТОВ) (INSTINCT THEORY)
  • Фрейм -«как если бы»
  • ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА
  • эффект быть-как-все (BANDWAGON EFFECT) (в экономической психологии)
  • Я как мыслящая вещь. Сущность человека: Декарт



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь