эпистемологический оппортунизм


эпистемологический оппортунизм
        ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ОППОРТУНИЗМ -убеждение в том, что в разных познавательных ситуациях, для решения различных проблем можно придерживаться разных, в том числе несовместимых между собой, эпистемологических концепций. Сам термин и ясное выражение такой позиции связаны с А. Эйнштейном, который считал, что для ученого (в отличие от философа, склонного придерживаться последовательной, систематической теории познания) эпистемологический монизм неприемлем. «Ученый же не может себе позволить, чтобы устремления к теоретико-познавательной систематике заходили так далеко. Он с благодарностью принимает теоретико-познавательный анализ понятий, но внешние условия, которые поставлены ему фактами переживаний, не позволяют ему при построении своего мира понятий слишком сильно ограничивать себя установками одной теоретико-познавательной системы. В таком случае он должен систематическому философу-эпистемологу казаться своего рода беззастенчивым оппортунистом. Он кажется реалистом, поскольку старается представить независимый от акта наблюдения мир; идеалистом — поскольку смотрит на понятия и на теории как на свободные приобретения человеческого духа (не выводимые логически из эмпирически данного); позитивистом — поскольку рассматривает свои понятия и теории лишь настолько обоснованными, насколько они доставляют логическое представление связей между чувственными переживаниями. Он может показаться даже платоником или пифагорейцем, поскольку рассматривает точку зрения логической простоты как необходимый и действенный инструмент своего исследования» (Эйнштейн А. Ответ на критику // Философские вопросы современной физики. М., 1959. С. 243—244). И действительно, А. Эйнштейн в период создания теории относительности испытал большое влияние позитивизма Э. Маха, в дискуссиях об интерпретации квантовой механики отстаивал реализм, использовал идеи И. Канта, а также Б. Спинозы.
        В постпозитивистской философии науки Э. о. отстаивал П. Фейерабенд, который доказывал, что ученые могут использовать любые удобные для них методы, подходы и концепции (принцип «все дозволено»). Этот путь, с его точки зрения, ведет к плодотворной конкуренции теоретических альтернатив, в результате пролиферации теорий возникает основа для критики устаревших концепций, плюрализм способствует также свободе научного творчества. Проблема эпистемологического оппортунизма актуальна для междисциплинарных исследований, в которых приходится совмещать подходы различных наук. Достижение эпистемологического и методологического единства здесь затруднено, во-первых, из-за значительных разрывов в словарях, моделях объяснения и т.п. в науках о неживой природе, о жизни и об обществе; во-вторых, ввиду продолжительного развития разных дисциплин даже одного типа независимо друг от друга. В такой ситуации предварительный поиск единства методов и понятийных словарей остановило бы исследования. Известный экономист В. Леонтьев советует применять в таких случаях плюралистический подход: «Плюралистический характер какого-либо подхода заключается не в одновременном применении существенно различных типов анализа, а в готовности переходить от одного типа интерпретации к другому. Объяснение такому методологическому эклектизму лежит (и это принципиальный момент наших рассуждений) в ограниченности любого типа объяснений или причинно-следственных связей... Ни экономический, ни антропологический, ни географический анализы не могут при современном состоянии развития соответствующих наук привести к единственно правильному утверждению» (Леонтьев В. Экономические эссе: Теории, исследования, факты и политика. М., 1990).
        В.П. Филатов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 637
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ”
  • “О НЕОБХОДИМОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ НОВЫХ НАЧАЛ ДЛЯ ФИЛОСОФИИ”
  • “ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ”
  • «НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • БЫТИЕ-ДЛЯ-ИНОГО И В-СЕБЕ-БЫТИЕ
  • вера в теории познания и философии науки
  • Гипноз как инструмент исследования (hypnosis as a research tool)
  • Город для колесниц
  • ДЛЯ-МЕНЯ-БЫТИЕ
  • ДЛЯ-СЕБЯ-БЫТИЕ
  • жертвенник для курений
  • КЛАСС "В СЕБЕ" И КЛАСС "ДЛЯ СЕБЯ"
  • КЛАСС «В СЕБЕ» И КЛАСС «ДЛЯ СЕБЯ»
  • Конференция Для Священнослужителей Разных Вероисповеданий
  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИННЫХ СВЯЗЕЙ
  • Новый органон, или Истинные указания для истолкования природы
  • НОВЫЙ ОРГАНОН, ИЛИ ИСТИННЫЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ИСТОЛКОВАНИЯ ПРИРОДЫ
  • ПРОМИТТОР Планета, к которой может быть определена дирекция сигнификатора, в результате чего образуется аспект между прогрессивным положением сигнификатора и положением при рождении промиттора, обещающий определенные события или условия, соответствую
  • Против метода. Очерк анархистской теории познания
  • Системы и теории (systems and theories)
  • СМИРЕНИЕ, покорность-добродетель, которая может возникнуть от сознания, что совершенство
  • СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ НЕЛИНЕЙНЫХ ДИНАМИК В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПАРАДИГМ
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТЕОРИИ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
  • ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЭТИКИ
  • эпистемологический поворот
  • эпистемологический разрыв



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь