Системы и теории (systems and theories)


Исторически сложилось так, что в американской психологии С. и т. тесно связаны между собой. Именно поэтому изучающим психологию важно знать хотя бы суть осн. систем, к-рые в свое время оказывали заметное влияние на развитие психол. мысли и продолжают влиять на него и сейчас, хотя и в меньшей степени.

Системы

Систему психологии можно определить как «орг-цию и интерпретацию... данных и теорий... с использованием специальных допущений (постулатов), дефиниций и методологических предпочтений».

Системами, оказавшими наибольшее влияние на американскую психологию, признаются структурализм, функционализм, бихевиоризм, гештальт-психология и психоан. Первые две системы в настоящее время имеют преим. ист. значение, хотя в неск. «разбавленном» виде структурализм проявляется и в наши дни.

Структурализм. Возникновение структурализма связано с именем В. Вундта, к-рому принадлежит честь создания первой официально признанной психол. лаборатории. Американская версия структурализма — едва ли не личная заслуга Титченера. И Вундт, и Титченер рассматривали психологию как своего рода «психич. химию», и их целью был покомпонентный анализ сознательного опыта с помощью доведенной до совершенства формы интроспекции.

Функционализм. Функционализм возник и развивался по существу как протест против неадекватности структурализма. Сторонники функционализма считали, что все формы поведения вместе с сознательным опытом, проанализированным структуралистами, — не более чем зерно для мельницы психолога.

Хотя провозвестником функционализма по праву считается У. Джемс, как формальная система он был осн. Дж. Дьюи и Дж. Энджеллом и объединил два таких разных — как концептуально, так и в практическом плане — направления, как эволюционная теория Дарвина и тестирование умственных способностей. Общим элементом, объединившим эти разноплановые направления, оказалась их функция — их роль в определении поведения и сознательного опыта — двух предметов психологии.

Бихевиоризм. Наиболее колоритной и влиятельной фигурой в психол. науке США начала XX в. был Дж. Уотсон, общепризнанный основатель системы бихевиоризма. Он считал психологию наукой, единственным предметом к-рой должно быть поведение. Во второй половине XX в. место центральной фигуры американского бихевиоризма, принадлежавшее ранее Уотсону, занял Б. Ф. Скиннер, работы к-рого привлекали к себе наиболее пристальное внимание современников, вызывая и одобрение, и критику. Как и Уотсон, Скиннер в начале своей карьеры изучал поведение животных. Его систематический бихевиоризм нашел свое воплощение в оперантном обусловливании, к-рое делало упор на новое, эмитируемое (emitted) поведение, в отличие от павловского, или классического, обусловливания, в к-ром центральная роль отводилась вызываемому (elicited) поведению. Скиннера роднит с Уотсоном тж и интерес к прикл. психологии; наибольшую известность получил его метод модификации поведения — клиническая методика, не учитывающая внутреннее состояние организма и сконцентрированная на изменениях в поведении.

Гештальт-психология. Основателями гештальт-психологии считаются М. Вертгеймер и двое его более молодых коллег — В. Кёлер и К. Коффка. Осн. идея гештальтистов заключалась в том, что простые и естественные перцептивные впечатления скорее следует принимать как данность, т. е. воспринимать их такими, как они есть, а не сводить к каким бы то ни было предполагаемым элементам. Сейчас более известна иная формулировка принципиальной идеи гештальт-психологии: «целое больше суммы своих частей».

Психоанализ. Крайне привлекательная психоаналитическая система З. Фрейда оказала весьма заметное влияние как на психологию, так и на мн. др. дисциплины. Хотя психологи оценивают психоан. по-разному и разброс этих оценок очень велик, мало кто сомневается в том, что идеи Фрейда значительно обогатили наши представления о челов. поведении. Наибольшее влияние психоан. — с его повышенным вниманием к раннему развитию и прежде всего (если не исключительно) к бессознательной сексуальности как осн. детерминантам неврозов и психозов — оказал на клиническую психологию.

Теории

Теорию можно определить как попытку объяснить некую совокупность эмпирических рез-тов, особенно когда делаются предположения относительно того, как ликвидировать пробелы в имеющемся знании о лежащих в их основе факторах. Теории весьма существенно варьируют по орг-ции и масштабам; теориями наз. и простейшие интуитивные предположения, и разного рода гипотезы, касающиеся конкретных эмпирических предсказаний, и крупномасштабные системы дедуктивно связанных «законов». Следует особо подчеркнуть роль менее формализованного «теоретизирования», поскольку ему, как правило, уделяется знач. меньше внимания, чем формальным (строгим) теориям.

Термин «модель» возник как некий синоним термина «теория». В своем изначальном значении — это попытка объяснения к.-л. явления на основании представлений, принятых в др. дисциплине и получивших более надежное подтверждение; примером может служить использование мат. формулировки в качестве основы для выведения эксперим. тестов в психологии.

Дедуктивная теория характеризуется выведением утверждений, подлежащих эмпирической проверке, на основе логически связанных с ними более значимых исходных допущений.

Индуктивная теория диаметрально противоположна дедуктивной. Она складывается на базе отдельных фактов, к-рые по мере накопления постепенно оформляются в виде теорет. утверждений без опоры на к.-л. явно выраженные руководящие принципы (по крайней мере, в идеале).

Функциональная теория представляет собой попытку преодоления осн. недостатков дедуктивных и индуктивных теорий. Она осторожно развивается из той эмпирической базы, на к-рой строится, но при этом опирается на сформулированные в явной форме руководящие принципы.

См. также Бихевиоризм, Функционализм, Гештальт-психология, Психоанализ, Структурализм

М. Маркс

Просмотров: 1683
Категория: Словари и энциклопедии » Психология » Психологическая энциклопедия





Другие новости по теме:

  • Geisteswissenschaftliche psychologie (психология как наука о духе)
  • Naturwissenschaftliche psychologie (психология как естественная наука)
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • «СУМЕРКИ ИДОЛОВ, или Как философствуют молотом»
  • «ЧТО ТАКОЕ ДРУЗЬЯ НАРОДА И КАК ОНИ ВОЮЮТ ПРОТИВ СОЦИАЛДЕМОКРАТОВ»
  • Автобиография как жанр официально-делового стиля
  • Дети как свидетели
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (как методологическая проблема психологии)
  • знание-как и знание-что
  • История как проблема логики
  • как
  • Как
  • КАК БУДТО
  • Как делать вещи при помощи слов
  • КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СЛОВАРЕМ
  • Откуда пошел, как был организован и защищен мир
  • ОТНОШЕНИЕ (как чувство)
  • Плюрализм как модель познания
  • представление как репрезентация
  • психического как процесса концепция
  • психическое как процесс
  • Психологи как консультанты по вопросам психического здоровья (psychologists as mental health consultants)
  • ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУХЕ
  • Рамка как будто
  • Рамка как будто
  • Резюме как жанр официально-делового стиля
  • Такие подростки, как правило, зависимы от своих родителей и для них характерны социальная и психологическая незрелость и социальная изоляция.
  • ТРОН Некоторые астрологи, более склонные к преувеличению, чем к точному соответствию и ясности, говорят о планете на троне, если она находится в знаке, которым управляет. В более древнем и более логичном варианте это планета, расположенная в той част
  • Фрейм как если бы
  • Фрейм как если бы



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь