“ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале”


“ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале”
    “ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале” — главное произведение Д. И. Новгородцем. Работа публиковалась частями в журнале “Вопросы философии и психологии” с 1911 по 1917. Первое отдельное издание, задуманное как первый выпуск труда, вышло в 1917 в Москве. Небольшая часть запланированного второго выпуска, посвященная исследованию анархизма и общему заключению о крушении утопий (“Кризис анархизма”), была опубликована осенью 1917 в журнале “Вопросы философии и психологии”. Наиболее полное издание первого выпуска: “Об общественном идеале”. Берлин, 1922; переиздание: М., 1991, в качестве приложения—“Кризис анархизма”.
    Первый выпуск, состоящий из двух глав (“Общественный идеал в свете бесконечности” и “Крушение утопий земного рая”), введения и заключения, посвящен общетеоретическому анализу понятия общественного идеала и исследованию социализма как наиболее распространенной и влиятельной формы утопии земного рая. В более раннем труде “Кризис современного правосознания” Новгородцев исследовал процесс крушения утопической веры в совершенное правовое государство. Снимая печать абсолютности с каждого конкретного общественного идеала, этот процесс привел к убеждению в необходимости бесконечно совершенствовать правовые формы, не ожидая от них окончательного разрешения всех проблем. В настоящем труде Новгородцев доказывает, что такая же участь уготована и еще не воплотившимся в жизнь социалистическим идеалам и что самым действенным средством развенчания марксистской утопии земного рая станет как раз ее временная победа. Никакие теоретические аргументы не способны вытравить из сознания людей эту утопию, ибо вера в близкую и неизбежную ее победу мобилизует такие мощные низменные страсти, которые сметают с дороги все ей противостоящее. Чтобы возбудить страсти, марксизм должен был обратиться к анализу реальных кричащих противоречий общества, и в этом анализе заключается сильная сторона марксизма. Но чтобы канализировать возбуждаемые страсти в одном направлении, необходимо было соединить их с крайним рационализмом. Именно вера в возможность окончательной рационализации общественных отношений составляет душу всякой утопии. В первой главе данного труда Новгородцев всесторонне обосновывает положение о том, что, хотя политические средства незаменимы и плодотворны в узкой и специальной сфере, они не являются всемогущими и не могут решать проблем личности, где рациональные средства бессильны. Гармония между личностью и обществом в принципе недостижима, и это должно накладывать печать относительности на все политические средства. Разжечь огонь чрезмерных ожиданий марксизму удается только средством подавления высших устремлений личности. И недаром жизненный нерв марксизма составляет яростная борьба с религией и апелляция к тому изуродованному нечеловеческими условиями жизни рабочему, которого сам Маркс характеризует как “нечеловека” и “получеловека”. Чтобы лишить утопии почвы, правовое государство обязано, по мысли Новгородцева, защищать не абстрактные “права человека”, а “право человека на достойное существование”.
    Лит.: Зеньковский В. В. История русской философии, т. 2, ч. 2. Л., 1991; Левицкий Д. П. И. Новгородцев.—В сб.: Русская религиознофилософская мысль. Питсбург, 1975; Соболев А. В. На путях к правовому государству. П. И. Новгородцев.—“Новый мир”, 1991, № 2. А. В. Соболев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 918
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • “РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИЗМА ОТ УТОПИИ К НАУКЕ”
  • “СТРАСТИ ДУШИ”
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ»
  • «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА»
  • вера в теории познания и философии науки
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
  • Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии
  • НОВГОРОДЦЕВ
  • НОВГОРОДЦЕВ
  • НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович
  • ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА
  • ОСНОВНЫЕ ПРАВА
  • Права женщин
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека женщин
  • ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
  • СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
  • СРЕДСТВА ТРУДА
  • СУБЪЕКТ ПРАВА
  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь