Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии


Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии
        «НЕПОСТИЖИМОЕ. ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ РЕЛИГИИ» — произведение рус. философа С.Л. Франка; издано в Париже в 1939. В этой работе в наиболее полном и углубленном виде представлены взгляды Франка на природу познания и на его основные типы в их качественном своеобразии. Центральная идея работы — мысль о неисчерпаемости, абсолютном единстве и пронизанности окружающего мира темной бездной таинственного, непостижимого. Раскрывая содержание понятия «непостижимое», он выделяет два его смысла: непостижимое для нас и непостижимое само по себе; последнее заключается в характере реальности. В реальности, в отличие от низшего слоя бытия — действительности, — все связано, слито между собой. Это сплошное и слитное бытие носит трансдефинитный характер. Др. свойство реальности — ее трансфинитность. Бытие никогда не закончено, но включает в себя возможность иного, и потому есть потенциальность. Это лоно чистой потенциальности, в которой нет каких-либо граней и границ, не выразимо в понятиях и потому трансрационально (Франк СИ. Непостижимое: Онтологическое введение в философию религии // Франк СП. Сочинения. М., 1990. С. 192—236). Принципиальное различие между действительностью и реальностью требует существенно разнящихся типов познавательного овладения ими — отвлеченного и интуитивного знания. Главную особенность отвлеченного знания Франк усматривает в том, что познаваемый предмет в нем воспринимается как нечто внешнее субъекту, постигаемое в ясных, общезначимых понятиях. Оно расчленяет действительность на совокупность обособленных определенностей, противостоящих человеческому сознанию. В интуитивном знании субъект и объект знания не противостоят, а взаимополагают друг друга. Если в отвлеченном знании объект познания предстает как нечто пассивное, а активность исходит от субъекта, то в интуитивном знании эту функцию в значительной мере берет на себя внутренняя активность объекта, когда в ответ на наше заинтересованное отношение объект так или иначе самовыражается. В результате знание перестает быть безличным, чисто объективным и превращается в знание-переживание, знание-общение, дающее предмет в его целостности. В интуитивном познании мы имеем дело не только с единством субъекта и объекта, но и с их единством со средствами познания; сам человек является здесь основным онтологическим «средством» познания. Результаты интуитивного познания в решающей степени зависят от духовного склада конкретной личности. При этом интуитивное знание сохраняет свойство объективности, но на др. путях и др. средствами, чем это достигается в отвлеченном знании; главным образом — на путях слияния субъекта с жизнью всеединства. Это слияние частично и косвенно улавливается средствами мистического и религиозного опыта, монодуалистического описания, художественным языком (С. 548—556).
        В.И.Кураев

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.


Просмотров: 1037
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Энциклопедия эпистемологии и философии науки





Другие новости по теме:

  • “ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “НИЩЕТА ФИЛОСОФИИ. Ответ на “Философию нищеты” г-на Прудона”
  • бог как источник и гарант познания
  • введение в науки о духе
  • вера в теории познания и философии науки
  • Витгенштейн: социальная теория познания
  • ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ. ВВЕДЕНИЕ
  • дерево познания добра и зла
  • Дерево познания добра и зла
  • ДРЕВО ПОЗНАНИЯ
  • КРИЗИС ЕВРОПЕЙСКИХ НАУК И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ФЕНОМЕНОЛОГИЯ. ВВЕДЕНИЕ В ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКУЮ ФИЛОСОФИЮ
  • ЛОГИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  • Логика Научного Познания
  • Логика чистого познания
  • лосось познания
  • непостижимое
  • ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
  • Плюрализм как модель познания
  • Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания
  • СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
  • теория познания
  • Теория познания
  • теория познания
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
  • условия познания
  • УСЛОВИЯ ПОЗНАНИЯ
  • Философские основания физики: введение в философию науки
  • форма познания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь