НОВГОРОДЦЕВ


НОВГОРОДЦЕВ
Павел Иванович (1866 – 23 апр. 1924) – рус. бурж. юрист и социолог, сторонник неокантианства. Окончил юридич. фак-т Моск. ун-та. С 1896 – приват-доцент, с 1904 – проф. Моск. ун-та. С 1906 – директор и проф. Моск. высшего коммерч. ин-та. Член партии кадетов. Один из авторов (наряду с Бердяевым, Булгаковым и др.) и редактор сб. ст. "Проблемы идеализма" (М., 1902). После 1917 – белоэмигрант.
Филос. основа социально-правовой концепции Н. – трансцендентальный идеализм, с позиций к-рого он отвергает материалистич. онтологию, считая ее "наивно-реалистической". При разрешении морально-правовой проблемы (центральной в его теории) необходимо, по Н., исходить из априорных "указаний" нравств. сознания. Эту методологию Н. использовал для обоснования концепции естественного права, возрождение к-рой он проповедовал в нач. 20 в. Естеств.-правовая проблема для Н. (в ее трактовке он близок Штаммлеру) – проблема прежде всего моральная, суть ее заключается в том, чтобы "... установить моральные требования, предписывающие идеальные пути развития" ("Нравственный идеализм в философии права", см. сб. "Проблемы идеализма", [М., 1902 ], с. 255). Природа же нравственности может быть понята лишь при изучении ее как внутренне-психологич. и самоценного нормативно-этич. явления, как "закона личной жизни" (см. тамже, с. 281). Личность, согласно внеисторич. и внеклассовой теории Н., – единств. высшая реальность и основа общества. Будучи автономной в отношении социальных условий, она руководствуется в своем поведении прежде всего нравств. нормой как законом всеобщего долженствования. Последний обладает абс. ценностью, но этот абсолютизм относится не к конкретному содержанию, а к "... форме всеобщего долженствования, в которой он только и может мыслиться" (там же, с. 286). Стремясь избежать кантовского дуализма сущего и должного, Н. пытался обосновать связь и "конечную гармонию" этих двух областей, возможную, по его мнению, лишь в сфере "высшего метафизического синтеза". Эта связь предполагает, по Н., наличие идеала "свободного универсализма", "абсолютного блага" и т.п.
Основу его составляет идея бесконечного социально-нравственного совершенствования. Этот идеал – всего лишь моральное требование, и осуществление его возможно только за пределами конечных явлений, т.к. "в сфере относительного исторического прогресса не может быть преодолено противоречие между идеалом и действительностью" ("Об общественном идеале", К., 1919, с. 149). Именно поэтому Н. считал, что все теории, к-рые обещают разрешение земных, социальных и моральных противоречий, утопичны. Крушение идеи "земного рая" и веры в совершенное правовое гос-во и означает, по мнению Н., кризис современного ему правосознания. С этой т. зр. он резко критиковал теорию науч. социализма, противопоставляя ей свою концепцию морального совершенствования и фактически никогда не осуществимого "абсолютного" идеала. Эволюция Н. в сторону религ. метафизики и мистики нашла отражение в написанной им незадолго до смерти ст. "Существо русского православного сознания" (в сб. "Православие и культура", Берлин, 1923).
Соч.: Историч. школа юристов, ее происхождение и судьба, М., 1896; Кант и Гегель в их учениях о праве и гос-ве, М., 1901; Нравственная проблема в философии Канта, М., 1903; Кризис совр. правосознания, М., 1909; Сократ, в кн.: Очерки по истории философии права. Политич. идеалы древнего и нового мира, вып. 1, М., 1910; О праве на существование. Социально-филос. этюды, СПБ, 1911; Лекции по истории философии права. Учение нового времени XVI – XVIII и XIX вв., 2 изд., М., 1912.
Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 8, с. 61 (примечание).
А. Поляков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


НОВГОРОДЦЕВ
    НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович [28 февраля (12 марта) 1866, Бахмут Екатеринославской губ., ныне Артемовск Луганской обл.— 23 апреля 1924, Прага] — русский философ, правовед, глава московской школы философии права. После окончания в 1888 Московского университета оставлен для подготовки к профессорскому званию, затем находился в научной командировке в Берлине и Париже. С 1896 приват-доцент, с 1903 экстраординарный, в 1904—11 ординарный профессор Московского университета по кафедре энциклопедии права и истории философии права. В 1906—18 директор Московского высшего коммерческого института. В 1920 профессор Таврического университета. В 1922—24 декан юридического факультета Русского института в Праге. В 1897 защитил магистерскую диссертацию “Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба”, в 1902 — докторскую “Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве”. Участник сборников “Проблемы идеализма” (1902, вышел под его собственной редакцией) и “Из глубины” (1918). Участвовал в работе “Союза освобождения” и в создании кадетской партии, избирался депутатом Государственной думы первого созыва. Позднее глубоко раскаивался в том, что своей политической активностью способствовал крушению старой России. К концу жизни стал глубоко религиозным и церковным человеком. Главное сочинение — “Введение в философию права”. Свою главную задачу в области философии права видел в борьбе с • традицией историзма И социологизма и в защите позиции нравственного идеализма. Основную причину кризиса современного ему правосознания видел в неспособности строго различать абсолютность нравственного идеала и относительность любого правопорядка. “Правовое государство не есть венец истории, не есть последний идеал нравственной жизни; это не более как подчиненное средство, входящее как частный элемент в более общий состав нравственных сил” (Кризис современного правосознания. М., 1909, с. 16). Наиболее основательная критика социального утопизма и марксизма осуществлена в работе “Об общественном идеале” (М., 1917).
    Осознавая бессилие одной лишь теории в борьбе с квазирелигиозными утопическими умонастроениями, Новгородцев выражает уверенность, что осуществление на практике социалистических начал неизбежно приведет к крушению марксизма как идеологии. Анализируя опыт русской революции, пришел к глубокому убеждению, что не только правовые системы не обладают автономией и бессильны без нравственного воспитания, но что и сама нравственность не обладает автономией и не является высшим началом. Путь автономной морали и демократической политики привел с неизбежностью к разрушению в душах высших связей и вековых святынь. “Вот почему,— заключает Новгородцев,— мы ставим теперь на место автономной морали теономную мораль и на место демократии, народовластия — агиократию, власть святынь. Не всеисцеляющие какие-либо формы спасут нас, а благодатное просветление душ” (Восстановление святынь.— В кн.: Об общественном идеале. М-, 1991,с.579).
    Влияние философских взглядов Новгородцева испытали И. А. Ильин, Б. П. Вышеславцев, Н. Н. Алексеев, В. А. Савальский, А. С. Ященко, С. И. Гессен, Г. В. Флоровский и др. Соч.: Соч. М., 1995.
    Лит.: Левицкий Д. П. И. Новгородцев,— В сб.: Русская религиознофилософская мысль 20 в. Питсбург, 1975, с. 298—305; Алексеев Н. Н. Из Царьграда в Прагу. Русский юридический факультет.— В кн.: ПашутоВ. Т. Русские историки эмиграции в Европе. М., 1992; Флоровский Г. В. Памяти профессора П. И. Новгородцева.— Он же. Из прошлого русской мысли. М., 1998.
    А. В. Соболев

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


Просмотров: 826
Категория: Словари и энциклопедии » Философия » Философская энциклопедия





Другие новости по теме:

  • "ЛЕКЦИИ ПО ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ"
  • "ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ"
  • “ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ ПРАВА. Об общественном идеале”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА”
  • “ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ КАК ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ЭТОЙ НАУКИ”
  • “КРИЗИС ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ (Против позитивистов)”
  • “ПРОБЛЕМЫ ИДЕАЛИЗМА”
  • «ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»
  • «К КРИТИКЕ ГЕГЕЛЕВСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»
  • «ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА»
  • вера в теории познания и философии науки
  • Движение за права мужчин
  • ИДЕИ К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  • ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  • НОВГОРОДЦЕВ
  • НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович
  • ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ ДОГОВОРЕ, ИЛИ ПРИНЦИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРАВА
  • ОСНОВНЫЕ ПРАВА
  • Права женщин
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
  • Права человека женщин
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА
  • СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА
  • СУБЪЕКТ ПРАВА
  • СУДЬБА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  • ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
  • ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
  • ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПРАВА



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь